Предыдщуй месяц    Октябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



1 ноября 1849 г. - Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр – один из старейших театров нашей страны

Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр – один из старейших театров нашей страны
Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр

Днем рождения театра считается 1 ноября 1849 года. Инициатором создания театра и его основоположником стал Борис Соловьев – актер, режиссер, антрепренер и строитель театрального здания.

Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр
Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр

Но любовь вологжан к театральному искусству началась раньше.

1780 год. Вологда торжественно и пышно отмечает важное событие своей жизни: она становится центром наместничества. По этому поводу и был устроен грандиозный праздник. Торжества продолжались несколько дней: балы, фейерверки, маскарады, гулянья - всё это осталось в памяти вологжан надолго.

Но было ещё одно событие, которое стало определяющим для культурной жизни города: из Ярославля на празднества приехала группа актёров, которая показала оперу "Русалка". Город был очарован театром, он и стал увлечением его жителей на долгие годы. Один за другим начали появляться театры: домашние, школьные, крепостные. Здесь разыгрывались спектакли драматические и оперные, для которых порой местные авторы сами писали и пьесы, и либретто, и музыку.

Приезжали и профессиональные труппы, но своего театра в городе не было.

Доходное место
Доходное место

Так продолжалось до 1849 года, пока в Вологду не приехал антрепренер, режиссер и актер Борис Соловьев. Он обратился в городскую канцелярию с просьбой о дозволении открыть "вольный театр" и отвести для него место. Такое дозволение Соловьёв получил, и 1 ноября 1849 года состоялось торжественное открытие профессионального театра, на которое собрался весь город во главе с губернатором.

Маленький, уютный, с залом, оклеенным белыми обоями с золотым бордюром, театр всегда был полон. Здесь собиралась местная знать, купцы, чиновники, приезжали из своих деревень помещики. Смотрели всё: классику русскую и зарубежную, но чаще всего водевили.

Бальзаминов, Бальзаминов!..
Бальзаминов, Бальзаминов!..

В конце ХIХ века, когда Вологда стала местом ссылки революционной молодёжи, театральная жизнь города оживилась. В местных газетах появились рецензии на постановки, стали устраиваться обсуждения спектаклей. Повысились требования к манере игры актеров и режиссуре, в которых содержались бы правда переживаний и народность характеров. Появились спектакли по произведениям Островского, Сухово-Кобылина, Фонвизина, Пушкина, Шекспира, Мольера.

В разные годы вологодский зритель видел на подмостках театра прославленных мастеров русской сцены: братьев Адельгеймов, В. Андреева-Бурлака, В. Комиссаржевскую, М. Савину. Под её руководством Товарищество Московских артистов проработало в Вологде театральный сезон 1897 - 1898 годов, показав вологжанам около 70 спектаклей.

Театр всегда принимал активное участие в общественной жизни города: давались спектакли в "фонд неимущим", в пользу Красного креста. В годы Великой Отечественной войны его деятельность не прекращалась ни на один день: ставились патриотические спектакли, в войсковых частях армии, в госпиталях, в санитарных поездах постоянно выступали бригады артистов.

В разные годы в театре работали режиссёры: Я. Лейн, А. Ходырев, А. Ларионов, Л. Меерсон, Е. Свободин, Б. Сапегин, В. Терентьев, М. Юфа, Л. Топчиев, В. Дроздов, А. Попов, Е. Минский, С. Таюшев, М. Резцов и др.

Ночь перед Рождеством
Ночь перед Рождеством

Поистине главной ценностью театра всегда были его артисты, наследники великих корифеев русской сцены: народные артисты РСФСР М. Щуко, В. Сафонов, А. Семенов; заслуженные артисты РСФСР А. Савченко (первой в Вологде получила звание "заслуженный артист РСФСР" в 1948 году), А. Борисова, З. Антонова, В. Казарин, В. Трущенко, Е. Валуев, А. Серёжкин и другие.

Сон в летнюю ночь
Сон в летнюю ночь

Особая страница истории театра - творчество народных артистов России Марины Щуко, Алексея Семенова. Созданные ими образы остались в памяти благодарной вологодской публики, в статьях театральных критиков. Вологодское отделение Союза театральных деятелей России учредило театральные премии имени М. Щуко и А. Семенова, которые присуждаются каждый год за лучшие актерские работы.

И сегодня на сцене театра мы видим крепкий актерский ансамбль: заслуженные артисты России Л. Рудой, С. Трубина, С. Улыбина, Л. Филиппова, М. Витавская, И. Рудинский; лауреат Государственной премии России В. Смирнов, артисты В. Таныгин, А. Печкин, Н. Воробьева, Л. Григорова, Н. Ситникова, М. Боброва, Д. Мельников, А. Ноздрина, Л. Илюхова, Н. Абашидзе, Е. Петрова, С. Закутин, О. Киселева, Н. Куцегреев и другие.

Репертуар театра всегда строился из произведений русской, зарубежной классики и современных пьес. И сейчас репертуарная политика, проводимая художественным руководителем Зурабом Нанобашвили, прежде всего направлена на сохранение традиций театра и высокого уровня актерского мастерства.

Событием в культурной жизни города, а впоследствии и театральной России стало проведение Российского театрального фестиваля "Голоса истории", инициатором которого явился Вологодский драматический театр. Уже на первом фестивале в 1991 году театр, показавший "Василису Мелентьевну" А. Островского, стал обладателем семи наград. В 2003 году фестиваль получил статус Международного.

В 2003 году была открыта постоянная Малая сцена. По мысли художественного руководителя, Малая сцена расширяет творческие возможности театра: позволяет ставить перед собой и решать сложные постановочные задачи, экспериментировать с новыми театральными формами, новой драматургией - в общем, позволяет ставить небольшие спектакли, интересные и зрителям и труппе. Опыт камерного исполнения спектаклей дает актерам возможность творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство, повышать профессиональный уровень. За время существования Малой сцены здесь было поставлено 4 спектакля: "Чайка" по пьесе Б. Акунина, "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Ф.Г.Лорки, спектакль "Одиночество" по пьесам Ж. Кокто и Д. Коуберна, а также "Зима" по пьесе Е.Гришковца. Совершенно разные по форме и содержанию, все эти спектакли тепло принимаются зрителями. Легко трансформируемая площадка позволяет изменять восприятие пространства Малой сцены, поэтому каждая постановка оказывается совершенно новой во внешнем выражении.

В 2005 году в театре появилась ещё одна необычная сценическая площадка. Спектакль "Дневник Анны", вошедший в конкурсную программу VIII Международного театрального фестиваля "Голоса истории", был поставлен на крыше театра. Перенос театральной площадки на крышу позволил создать эффект реальности происходящего на сцене. Талантливая игра актеров усиливала ощущение достоверности действия. Таким образом, мастерство режиссера-постановщика, художника, актеров обусловило появление спектакля, практически лишенного привычных элементов театральной условности.

Успешность реализации режиссерского замысла можно подтвердить признанием и эмоциональным откликом публики, признанием критиков и театроведов, активно обсуждавших спектакль, а также количеством наград, завоеванных театром на Фестивале: Приз Губернатора "За лучший актерский ансамбль", Главный приз Фестиваля "За режиссуру", Почетный приз "За актерский дуэт" (обладателями приза стали заслуженные артисты РФ С. Трубина и Л. Рудой).

В 2008 году в театре была создана Камерная сцена. Небольшой уютный зал со столиками на двоих, диванная зона, маленькая эстрада для артистических этюдов и чтения стихов. Легкая пьянящая творческая атмосфера клуба артистов, художников, поэтов, настоящего пристанища богемы. Непрерывная череда капустников, маскарадов, вечеров художественной пластики, чествований поэтов, драматургов, писателей, актеров, поэтических вечеров, выставок - это бурная жизнь Камерной сцены. Открылась новая сцена "неправдоподобным спектаклем" "АП! Чехов!", где заняты молодые и уже заслуженные артисты. В основе - остроумные зарисовки из коротких чеховских рассказов.

Зураб Анзорович Нанобашвили
Зураб Анзорович Нанобашвили

Немалый вклад в развитие репертуара театра внес режиссер-постановщик Валерий Бартосик. Им поставлены спектакли "Наваждение", "Бесприданник", "Пижама для шестерых" и др.

"Важно не быть довольным собой, - считает художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили, - важно не останавливаться, важно двигаться к чему-то, чего здесь нет. Такое движение требует большого усилия, но ты не можешь сказать, к чему тянешься, что это такое, - чувствуешь только необходимость, острую потребность Этого. В таком непрерывном движении всегда надеешься достигнуть лучшего, чем вчера, проникнуть глубже в жизнь". Движение вперед - главный лозунг современного Вологодского драматического театра. Однако поиск путей обновления неразрывно связан со стремлением сохранять традиции и приобщать зрителя к подлинным образцам психологического театра.

Источник:
Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены