Предыдщуй месяц    Декабрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



30 ноября 1757 г. - Академия художеств в Санкт-Петербурге – от упадка к процветанию

Академия художеств в Санкт-Петербурге – от упадка к процветанию
Вид на академию

Развитие искусства в Европе подвигло графа И.И. Шувалова, видного российского государственного деятеля, на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете, основателем которого был Шувалов.

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т.п. С 1760 г. лучшие выпускники на средства Академии отправлялись на стажировку за границу. В 1764-1788 гг. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет этого учебного заведения. Приглашённые им знаменитые художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусства.

Архитектор Александр Филиппович Кокоринов, директор и первый ректор Императорской Академии Художеств, 1769, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
Архитектор Александр Филиппович Кокоринов, директор и первый ректор Императорской Академии Художеств, 1769, масло, Русский музей, Санкт-Петербург

«Полное учреждение Императорской Академии художеств» было издано уже при Екатерине II, в 1763 г. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал преподаватель архитектуры А.Ф. Кокоринов, силы академии развивались, но с приходом И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) начался упадок, проявившийся в плохой администрации и ликвидации первых задатков академической деятельности. Распоряжения 1802 г. ставили целью поднять академию: преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, завести при академии галерею, установить премии и т.п., но эти предложения не осуществились, за исключением того, которое предполагало посылку молодых художников за границу.

В 1812 г. Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Были уплачены значительные долги академии, построены новые здания при ней. Однако учебная часть изменилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множества мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания.

Конференц-зал Академии художеств
Конференц-зал Академии художеств

Новую обстановку и гораздо более выгодные условия Академия художеств получает с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства позволили отправлять учеников за границу; в Риме было устроено попечительство для них. Выбор преподавателей обеспечивался уже новыми правилами. Новый Устав от 30 августа 1859 г. совершенно изменил преподавание наук в соответствии с двумя отделениями академии: одним по живописи и скульптуре, другим по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов было введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников.

9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии) на свободное задание, предполагающее написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они позднее организовали «Художественную артель», которая в 1870 г. была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.

Рафаэлевский зал Академии художеств
Рафаэлевский зал Академии художеств

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 г. и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

После Октябрьской революции наступил следующий этап истории Императорской Академии художеств. 12 апреля 1918 г. указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в С.-Петербурге в 1918 г. преобразовалось в ПГСХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 г. переименованные в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские (ВХУТЕМАС) при воссозданной Академии художеств. В 1928 г. они были преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), из которого в 1930 г. организовали Институт пролетарского изобразительного искусства.

Частые трансформации продолжались до 1932 г. С 1932 по 1947 гг. действует Всероссийская Академия художеств. 5 августа 1947 г. на основе реорганизованной «Всероссийской Академии художеств» образована Академия художеств СССР с базой в Москве. Теперь это Российская академия художеств, которой в 2007 г. исполнилось 250 лет. В наши дни она объединяет все лучшие творческие силы России. Среди академиков, членов-корреспондентов и почётных членов Академии находятся выдающиеся мастера, художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, представляющие все направления современного российского искусства.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены