МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
30 декабря 1904 г. - Дмитрий КабалевскийДмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге 30 декабря 1904 года. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929 г.. С 1932 г. и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946гг. был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952гг. руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 г. – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 г. и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971 г.). Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – «Кола Брюньо»н по Р.Роллану (1938 г., 2-я ред. 1968 г.) и «Семья Тараса» (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) г. достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – «Реквием» на слова Р.И.Рождественского, 1964 г.), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов. Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина»), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время «Десять сонетов Шекспира» (1955 г.). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании. В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 г. (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления «Об опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 г. Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать. Умер композитор 14 февраля 1987 года в Москве. Использованные материалы:
|
|
(с) 2024 Все права защищены |