МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
20 февраля 1909 г. - ФутуризмФутуризм возник в Италии, где и проявился наиболее полно. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Филиппо Томмазо Маринетти «Манифест футуризма». Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства: «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора». В Манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – писал Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном Манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанный наиболее крупными художниками-футуристами (У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени). Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман «Мафарка-футурист») Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму звучит почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово «свобода» должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти. Поэтому не удивительно, что накануне Первой мировой войны вождь футуризма откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями, агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 году итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. В 20-е годы многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909 года. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 года Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе и живописи расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и независимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский. Среди представителей русского футуризма в литературе - В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, И. Северянин, в живописи - братья Давид и Николай Бурлюки, М. Ларионова, Н. Гончарова, А. Экстер. Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В. Хлебников предложил даже отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Однако между русским футуризмом и его итальянским собратом, несомненно, было много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы, лозунг итальянцев «слова на свободе» и «самовитое слово» в манифестах кубофутуристов («Пощечина общественному вкусу» - 1912 г., и «Садок судей II» - 1913 г.). Если итальянские футуристы в большинстве своем приняли фашизм как воплощение своих идеалов, то русские представители футуризма приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Моя революция. Пришел в Смольный. Начал работать», – писал В. Маяковский в «Автобиографии». Большевики, однако, не слишком обрадовались таким помощникам. Незамедлительно последовал окрик А. Луначарского – «Ложка противоядия». Увы, не всем, но стало ясно, что футуристы гораздо больше любят советскую власть, чем она их. Вскоре В. Ленин сделал выговор А. Луначарскому и М. Покровскому за издание поэмы Маяковского «150 000 000». История футуризма завершается в начале 1920-х. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.). Статья подготовлена по материалам сайта http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет») |
|
(с) 2025 Все права защищены |