Предыдщуй месяц    Июль    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31



18 января 1944 г. - Московский метрополитен. Станция метро «Партизанская»

Московский метрополитен. Станция метро «Партизанская»
Московский метрополитен. Станция метро «Партизанская»
Открытие станции «Измайловская» (1944 г.) 
Открытие станции «Измайловская» (1944 г.) 

Станция открыта в 1944 году в составе третьей очереди строительства московского метрополитена. По первоначальному замыслу она была частью грандиозного строительного проекта. Сталин решил на востоке столицы построить гигантский стадион. Стадион был нужен не только для спортивных, но и для массовых пропагандистских мероприятий. Предполагалось, что новый комплекс назовут именем вождя, но были и другие варианты – «Стадион Народов», «Центральный стадион или стадион СССР». Соответствующими были и проектные названия новой станции - «Стадион имени Сталина», «Стадион народов», «Стадион СССР». Она должна была стать не менее грандиозным сооружением и проектировалась соответствующим образом.

Для строительства станции был разработан специальный проект (архитектор - Б. С. Виленский, при участии Л. Григорьева, Л.А. Шагуриной), подразумевающий необычную конструкцию - две островные платформы и три пути. Такая конструкция сегодня объясняется по-разному.  По одной из версий, наличие трех путей вызвано тем, что планировалось продление Арбатско-Покровской линии на север в Черкизово, а также сооружение станции в депо на Измайловском проспекте. Крайние пути предназначались для  следования поездов от «Киевской»  до депо Черкизово, а средний – для  составов, прибывающих со станции, которая расположена в депо. Сейчас средний путь используется при выходе составов из депо "Измайлово", а также для оборота составов из центра в час пик.

Станционный зал (1950-е гг.)
Станционный зал (1950-е гг.)

По другой версии три пути требовались, чтобы избежать давки на платформах во время проведений массовых спортивных мероприятий.  На 2 пути должны были подаваться составы, которые потом по очереди уходили в туннель, и останавливались уже там, как сейчас в час-пик. Но началась Великая Отечественная Война: стадион вождя и народов так и не построили, а первоначальный проект станции пришлось изменить. Так, вместо двух выходов был построен только один, а вместо 12 эскалаторов были построены лестницы. Но основная идея спецпроекта - две островных платформы и три пути - была сохранена.

Открылась станция уже ближе к концу войны и не как «Стадион народов», а как станция «Измайловская». Надо сказать, что история этой станции, как никакой другой, полна изменений и переименований. До 1954 года она была конечной на Арбатско-Покровской линии. В 1954 году открыли временную станцию "Первомайская", организованную в здании депо "Измайлово". При продлении линии в 1961 году временную станцию закрыли - следы ее можно и пой сей день видеть с северной стороны здания депо (позже ее название перешло к современной "Первомайской"), а следующая на линии, уже наземная станция, расположенная на границе жилой застройки и Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина, получила название «Измайловский Парк». Однако ближе к «парадному» входу в парк оказалась старая станция «Измайловская», что и стало официальной причиной двойного переименования 20 августа 1963 года, когда подземной станции было дано название «Измайловский Парк», а наземной – «Измайловская».

Скульптурная группа «Партизаны» (М.Г. Манизер)
Скульптурная группа «Партизаны» (М.Г. Манизер)
Станционный зал
Станционный зал

Станция «Измайловский парк» - одна из семи станций, построенных во время Великой Отечественной войны. В оформлении «военных» станций принимали участие лучшие советские скульпторы и художники - Павел Корин, Вера Мухина, Матвей Манизер, и все эти станции так или иначе были связаны с темой войны и Победы. Оформление станционного зала «Измайловской» посвящено теме партизанского движения. Советский скульптор, народный художник СССР, академик Матвей Генрихович Манизер, автор двадцати бронзовых фигур на станции «Площадь Революции» (1936 – 1939), выполнил скульптурное оформление «Измайловской»: фигуры Зои Космодемьянской и старика-партизана на двух крайних колоннах и скульптурная группа «Партизаны» на лестничной площадке. Колонны станционного зала покрыты белым мрамором. Путевые стены облицованы белым мрамором (вверху) и коричневой керамической плиткой (внизу). Над средним путем имеется ниша в потолке станции, в которой находились светильники и круговая фреска (художник А. Д. Гончаров). К сожалению, они не сохранились до наших дней - сначала исчезла фреска (она оказалась нестойкой), а потом и светильники. Наземный вестибюль станции отделан белым и красным мрамором.

При открытии станции тема партизанского движения, которому посвящено оформление, на названии никак не отразилась. В то же время, в Измайловском парке каждый год 9 Мая собираются ветераны - участники партизанского движения, и станция уже многие годы служит им местом сбора. По многочисленными обращениями общественных и ветеранских организаций в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне - 6 мая 2005 года - станция получила свое современное название "Партизанская".

Изображения взяты с сайтов http://www.mymetro.ru, http://www.mosmetro.ru, http://metroworld.ruz.net.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены