МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
23 декабря 1858 г. - Немирович-Данченко и Московский Художественный театрНемирович-Данченко родился 11 декабря 1858 года в г. Озургеты (Грузия) в дворянской семье. Детство провел в Тифлисе. С юных лет проявлял большой интерес к театру, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876–1879), продолжал глубоко интересоваться театром. С 1877 года Немирович-Данченко начал выступать как театральный критик: публиковал статьи о театре и театральные обзоры в журналах «Будильник», «Артист», газетах «Русский курьер», «Новости дня». В эти же годы он заявил о себе и как драматург. Его пьесы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах с участием М.Н. Ермоловой, О.О. Садовской, М.Г. Савиной, А.П. Ленского, а также в провинции. Театральная критика, участие в постановке своих пьес рождали у будущего режиссера ощущение оторванности существующего театра от современности. Он не раз обращался в дирекцию императорских театров с проектами реформ. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного театра, обновленного через драматическую школу. Одним из первых он осознал перспективы театральной режиссуры с ее задачей построения спектакля как художественного целого. В этом отношении встреча Немировича-Данченко с Константином Сергеевичем Станиславским стала для русского театра эпохальной. Встреча со Станиславским состоялась по инициативе Немировича-Данченко летом 1897 года в ресторане «Славянский базар». В ходе легендарной 18-ти часовой беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления, обсуждены состав труппы, оформление зала, разделены обязанности. Результатом этой встречи явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (впоследствии знаменитого Московского художественного театра). Труппу театра составили молодые актеры - участники Общества искусства и литературы, которым руководил Станиславский, и лучшие ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматического училищу (Немирович-Данченко вел педагогическую работу на драматическом отделении этого училища). Было решено, что Немирович-Данченко возьмет на себя «литературную часть» и организационные вопросы, Станиславскому же достанется художественная часть. Однако в первые же месяцы репетиций выявилась условность такого разделения. Важнейшие спектакли Художественного театра – «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (первая постановка), чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. Одной из главных задач театра стала постановка новой современной драматургии - прежде всего А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, позже М. Горького, Л. Андреева. С этого момента все свои силы Немирович-Данченко отдавал Художественному театру, будучи его директором и руководителем. Им поставлено огромное количество пьес. Будучи «заведующим репертуаром», он определял идейно-репертуарную линию театра. Немирович-Данченко первым понял новаторское значение драматургии А. П. Чехова. Он вместе с коллективом МХТ и Чеховым явился инициатором привлечения М. Горького к драматургической деятельности и помог ему советами при создании его первых пьес («Мещане», «На дне»), написанных для Художественного театра. После событий 1905 года, смерти Чехова и разрыва с Горьким Немирович-Данченко обратился к русской классике. Совместно со Станиславским им были поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. В это время он также поставил на сцене МХТ драматические произведения А.С. Пушкина («Борис Годунов» и «Каменный гость»), пьесы А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В начале 1910-х годов в поисках русской трагедии Немирович-Данченко обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. В 1910 году возник «двухвечеровой» спектакль - инсценировка романа «Братья Карамазовы», а в 1913 была осуществлена инсценировка «Бесов» (под названием «Николай Ставрогин»). С осени 1928 года из-за болезни сердца Станиславский прекратил не только актерские выступления, но и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение МХАТа легла на Немировича-Данченко. В эти годы он ставит революционные пьесы советских авторов – «Блокаду» Вс. Иванова, «Любовь Яровую» К.А. Тренева. В то же время он продолжает опыты в постановках классической романной прозы («Воскресение» по Л.Н. Толстому; 1930). В искусстве тех лет утвердился метод социалистического реализма, и его сценические образцы нашли свое воплощение на сцене МХАТа. В 1934 году Немирович-Данченко ставит «Егора Булычева», в 1935 совместно с М.Н. Кедровым – «Врагов» М. Горького. Премьера «Анны Карениной» (1937) была приравнена к событиям государственного значения. Постановка Немировичем-Данченко 1940 года «Трех сестер» А.П. Чехова стала легендой МХАТа. Режиссер так определил основную идею спектакля: «Мечта, мечтатели, мечта и действительность; и - тоска, тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию, это чувство долга». Важное значение имела деятельность Немировича-Данченко в области музыкального театра. В 1919 году он организовал при МХАТ Музыкальную студию (Комическую оперу). Первыми постановками студии стали комические оперы «Дочь Анго» Ш. Лекока и «Перикола» Ж. Оффенбаха. Деятельность студии носила во многом экспериментальный, новаторский характер. В 1926 году музыкальная студия МХАТ одновременно с оперной студией Большого театра, возглавляемой Станиславским, получила статус государственного театра. В 1941 году (уже после смерти Станиславского) обе труппы были объединены в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, возглавил который Немирович-Данченко. Основную задачу театра Немирович-Данченко видел в создании современной оперы и балета; среди его постановок такие выдающиеся произведения советского музыкального искусства, как «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича (1934), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939). Общепризнан был и режиссерско-педагогический талант Немировича-Данченко. Вошедшие в труппу МХТ его ученики (И.В. Москвин, О.Л. Книппер, В.Э. Мейерхольд, М.Г. Савицкая, М.Л. Роксанова, М.Н. Германова) выделялись непосредственностью контакта с литературным материалом, тонким чувством исторического стиля эпохи. Работавшие с ним актеры говорили об его умении подобрать потайные ключи к каждому актеру. В то же время собственную теорию актерского искусства Немирович-Данченко не оформил в законченную систему, как это сделал Станиславский. В начале 1930-х он начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства. В ней Немирович-Данченко изложил знаменитые положения о «театре мужественной простоты», о «синтезе трех правд» и один из главных тезисов о режиссере, «умирающем в актере». Книга была закончена в 1936 году. В последние годы жизни Немирович-Данченко искал того, кто мог бы принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу Художественного театра. Так, он высоко ценил помощь В.Г. Сахновского, особенно в постановках «Анны Карениной» и «Половчанских садов». Когда осенью 1941 года Сахновский был арестован, Немирович-Данченко проявил необычную и опасную настойчивость, добиваясь возвращения Сахновского в МХАТ, и обратился лично к Сталину. Сахновский был незамедлительно освобожден. Умер Немирович-Данченко в Москве 25 апреля 1943 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Совместная деятельность К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко сыграла решающую роль в развитии русского предреволюционного, советского и современного театра. Московский Художественный театр оказал огромное влияние и на развитие мирового театрального искусства. В духе творческих принципов МХАТ воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Немирович-Данченко был инициатором организации при МХАТе школы-студии (1943), ныне носящей его имя. За постановку спектакля «Кремлевские куранты» (последняя постановка Немировича-Данченко) и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943 годах) был удостоен Государственной премии СССР. При подготовке статьи использованы материалы сайтов: http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет»), http://www.russianculture.ru (портал «Культура России») и http://www.tonnel.ru.
|
|
(с) 2024 Все права защищены |