МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
27 июня 1754 г. - Зимний дворец в ПетербургеПредыстория Первая постройка на месте известного всему миру Зимнего дворца появилась еще при Петре I. Близ реки Невы (на месте бывших Преображенских казарм) он указал построить для себя небольшой «деревянный домик в голландском стиле», который и стали называть Зимним дворцом. В 1711 году к свадьбе Петра I и Екатерины I «маленький домик» был значительно преобразован и превращен в настоящий дворец. Через десять лет, в 1721 году, архитектор Г. Маторнови построил для Петра новые палаты (Второй Зимний дворец), выходившие на Неву, на месте нынешнего здания Эрмитажного театра. Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец (Третий Зимний дворец). Однако свой нынешний вид Зимний дворец приобрел при императрице Елизавете Петровне. История Императрица Елизавета Петровна, как и ее предшественники, также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. Елизавета замучила Франческо Растрелли бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце, но никак не соглашалась на сооружение другого. Архитектор безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца - ее давняя и заветная мечта. И, в конце концов, она ему поверила. В феврале 1753 года Елизавета Петровна принимает решение о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца: «…для одной славы всероссийский империи». Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). На время строительства двор переехал во временный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки. Елизавета считала, что дворец будет построен за 2 года, Сенат отводил на строительство 3 года, однако сам архитектор понимал, что потребуется гораздо больше времени. Кроме того, начавшаяся Семилетняя война отодвинула окончание строительства на значительно более долгий срок. В декабре 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро завершить дворец к апрелю 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею. Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны – первые и единственные награды архитектора за 46 лет верной службы. Зимний дворец - вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в нем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы (курляндские дворцы, построенные для герцога Э. Бирона; дворец в Петергофе, Царскосельский ансамбль, собор Смольного монастыря и др.). Зимний дворец явился последним и самым грандиозным творением Растрелли. Он представляет собой четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри - свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой Петербурга. Не случайно более ста лет в городе запрещалось возводить здания выше Зимнего. После… При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, где расположились 332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы. В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар. Многие вещи удалось спасти, однако само здание пострадало так, что восстанавливать его тогда посчитали практически невозможным. Тем не менее, благодаря архитекторам В. П. Стасову и А. П. Брюллову уже через два года здание было восстановлено без каких-либо существенных изменений. Изменилось только количество скульптур по периметру крыши (оно было уменьшено), и цвет фасада, который менялся время от времени на протяжении столетий. Например, мало кто знает, что фасады дворца не всегда были окрашены в светлые тона. Перед первой мировой войной дворец приобрел красно-кирпичный цвет, который два десятилетия поражал жителей Петербурга своей мрачностью. Именно на этом фоне происходили эпохальные события 1917 года. После Октябрьской революции дворец стал принадлежать государственному музею - Эрмитажу. В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея. В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс «Государственный Эрмитаж». В статье использованы материалы с сайтов http://gov.spb.ru (Официальный портал администрации Санкт-Петербурга), http://www.shabolovka.ru (Шаболовка – архитектурное бюро) и http://walkspb.ru (Прогулки по Петербургу) Изображения взяты с сайтов http://orel.rsl.ru, http://www.nlr.ru. |
|
(с) 2024 Все права защищены |