МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
13 мая 1882 г. - Жорж Брак – основатель кубизма…не нужно даже пытаться подражать вещам, Жорж Брак Жорж Брак родился в семье ремесленников, учился в Гаврской Школе изящных искусств (1897- 1899), затем в Париже – в Академии Эмбера и Школе изящных искусств (1902-1903). Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни, своеобразной «Меккой» для художников со всего мира. Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих экспериментов и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму – одному из первых «измов» ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. «Матисс и Дерен указали мне путь», - скажет Брак впоследствии. Однако в истории искусств имя Жоржа Брака связано с возникновением другого художественного направления начала ХХ века – кубизма. Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие. Американский искусствовед Дж. Голдинг писал, что кубизм – «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса». Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубизм, разложив форму на отдельные части, выразил условный характер пространства. «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал…», - говорил Жорж Брак («Беседы с Дорой Валлье»). Обозначение нового течения словом «кубизм» возникло, по-видимому, в 1908 году. Существует легенда о том, что Анри Матисс, увидев картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в одном из французских журналов критик Луи Воксель написал о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Работы кубистов надолго стали мишенью критики и предметом скандала для широкой публики. Однако именно это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости. Отказ от прямой перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон – обычная художественная практика кубистов, шокирующая широкую публику. Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения (это делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски. Во время Первой мировой войны Жоржа Брака мобилизовали. Он получил тяжелое ранение в голову и только в 1917 году смог вернуться к живописи. В это время художник постепенно отходит от кубизма и ищет приемы выразительности за пределами этого направления. Он работает над сериями, в которых, повторяя избранный мотив, пытается выявить все его пластические возможности. В 1930 – 1940-е годы Брак пишет натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956). В восьми полотнах этой серии художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества. В этих работах примечателен мотив летящей птицы, как олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953). Творчество Жоржа Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой. Умер Жорж Брак в 1963 году в Париже. При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://visaginart.km.ru и Иллюстрации взяты с сайтов http://visaginart.km.ru, http://www.arthistory.ru, http://www.krugosvet.ru, , http://www.artposter.ru и http://www.mmsi.ru.
|
|
(с) 2024 Все права защищены |