Предыдщуй месяц    Июль    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31



13 мая 1882 г. - Жорж Брак – основатель кубизма

Жорж Брак – основатель кубизма
Жорж Брак – основатель кубизма

…не нужно даже пытаться подражать вещам,
которые преходящи и постоянно меняются,
и которые мы ошибочно принимаем
за нечто неизменное.

Жорж Брак

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1906 – 1907)
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1906 – 1907)

Жорж Брак родился в семье ремесленников, учился в Гаврской Школе изящных искусств (1897- 1899), затем в Париже – в Академии Эмбера и Школе изящных искусств (1902-1903). Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни, своеобразной «Меккой» для художников со всего мира. Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих экспериментов и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму – одному из первых «измов» ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. «Матисс и Дерен указали мне путь», - скажет Брак впоследствии. Однако в истории искусств имя Жоржа Брака связано с возникновением другого художественного направления начала ХХ века – кубизма.

Жорж Брак «Эстак»
Жорж Брак «Эстак»

Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие.

Жорж Брак «Женщина с гитарой» (1913)
Жорж Брак «Женщина с гитарой» (1913)

Американский искусствовед Дж. Голдинг писал, что кубизм – «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса». Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубизм, разложив форму на отдельные части, выразил условный характер пространства. «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал…», - говорил Жорж Брак («Беседы с Дорой Валлье»).

Жорж Брак «Скрипка и кувшин» (1910)
Жорж Брак «Скрипка и кувшин» (1910)

Обозначение нового течения словом «кубизм» возникло, по-видимому, в 1908 году. Существует легенда о том, что Анри Матисс, увидев картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в одном из французских журналов критик Луи Воксель написал о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Работы кубистов надолго стали мишенью критики и предметом скандала для широкой публики. Однако именно это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века.

Жорж Брак «Скрипка и трубка»
Жорж Брак «Скрипка и трубка»
Жорж Брак «Скрипка и газета»
Жорж Брак «Скрипка и газета»

Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости. Отказ от прямой перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон – обычная художественная практика кубистов, шокирующая широкую публику. Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения (это делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски.

Жорж Брак «Натюрморт на красной скатерти»
Жорж Брак «Натюрморт на красной скатерти»
Жорж Брак «Устрицы»
Жорж Брак «Устрицы»
Жорж Брак «Окно» (1952)
Жорж Брак «Окно» (1952)

Во время Первой мировой войны Жоржа Брака мобилизовали. Он получил тяжелое ранение в голову и только в 1917 году смог вернуться к живописи. В это время художник постепенно отходит от кубизма и ищет приемы выразительности за пределами этого направления. Он работает над сериями, в которых, повторяя избранный мотив, пытается выявить все его пластические возможности. В 1930 – 1940-е годы Брак пишет натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур.

После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956). В восьми полотнах этой серии художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества. В этих работах примечателен мотив летящей птицы, как олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953).

Жорж Брак «Птица и ее тень»
Жорж Брак «Птица и ее тень»
Жорж Брак «Птица»
Жорж Брак «Птица»

Творчество Жоржа Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой.
К высшим достижениям французского прикладного искусства принадлежат его витражи, ювелирные украшения. Классическими стали и его театральные работы (постановки балетов Дягилева в Париже в 1920-е годы).

Умер Жорж Брак в 1963 году в Париже.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://visaginart.km.ru и

Иллюстрации взяты с сайтов http://visaginart.km.ru, http://www.arthistory.ru, http://www.krugosvet.ru, , http://www.artposter.ru и http://www.mmsi.ru.

 




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены