Предыдщуй месяц    Октябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031



26 апреля 1798 г. - Эжен Делакруа

Эжен Делакруа
Эжен Делакруа. «Автопортрет»
«Ладья Данте» (1822 г.; Лувр, Париж)
«Ладья Данте» (1822 г.; Лувр, Париж)

За свою богатую творческую жизнь Делакруа написал около тысячи картин, полторы тысячи акварелей, работал над гигантскими декоративными росписями для Бурбонского и Люксембургского дворцов, церкви Сен-Сюльпис в Париже. Он был всесторонне одарен и обладал не только живописным, но музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках, заготовки для художественного словаря – настоящий кладезь идей.

Блистательное дарование Делакруа проявилось рано, так же рано пришла к нему известность. Одна из первых его картин «Ладья Данте» была выставлена на Парижском Салоне в 1822 году. Ее сюжет почерпнут из «Божественной комедии»: Данте и Вергилий переправляются в челне через адский поток – Отигийское болото, заполненное грешниками. Современников поразила сумрачная мощь цвета в этой картине, передающая ощущение неподдельного ужаса происходящего. Эта работа вызвала ярость у консервативно настроенных критиков, считавших, что она «намалевана пьяной метлой», и восторг у тех, кто искал новых путей в искусстве. С тех пор каждая монументальная картина художника становилась событием художественной жизни Франции, вызывая шумные баталии в ее кругах.

«Смерть Сарданапала» (1827 г.; Лувр, Париж)
«Смерть Сарданапала» (1827 г.; Лувр, Париж)
«Хиосская резня» (1824 г.; Лувр, Париж)
«Хиосская резня» (1824 г.; Лувр, Париж)
«Греция на развалинах Миссолунги» (1827 г.; Музей изящных искусств, Бордо)
«Греция на развалинах Миссолунги» (1827 г.; Музей изящных искусств, Бордо)

Начав с темы Данте, Делакруа обратился к Шекспиру, Гете, Вальтеру Скотту, Байрону. Трагедией Байрона, которого Делакруа в молодости очень любил, внушено грандиозное полотно «Смерть Сарданапала» - о древнем ассирийском владыке, повелевшем сжечь себя после военного поражения. Делакруа окружил ложе царя фигурами прекрасных рабынь, которых Сарданапал приказал зарезать, «чтобы после него не осталось на земле ничего из того, что услаждало его при жизни». На картине мы не видим огня, но ее колорит насыщен тонами пламени и крови. Это, вероятно, самая романтическая картина Делакруа. Он написал ее, когда ему было 28 лет.

«Свобода на баррикадах» (1830 г.; Лувр, Париж)
«Свобода на баррикадах» (1830 г.; Лувр, Париж)
«Алжирские женщины в своих комнатах» (1833-1834 гг.; Лувр, Париж)
«Алжирские женщины в своих комнатах» (1833-1834 гг.; Лувр, Париж)
«Одалиска» (нач. 1860-х гг.; Лувр, Париж)
«Одалиска» (нач. 1860-х гг.; Лувр, Париж)

Не меньше чем творения поэтов волновали Делакруа события современной ему истории. Полотна «Хиосская резня» и «Греция на развалинах Миссолунги» посвящены трагедии греческого народа, порабощенного турками. Но самая знаменитая работа Делакруа связана с историей родной страны. «Свобода, ведущая народ» – картина, которая принадлежит к тем редким произведениям, остающимся в сознании нации как ее символ. Картина навеяна революционными днями 1830 года, но в ней уже видится и штурм Бастилии, и грядущие бои Парижской коммуны. Клубятся дымы пожаров, баррикада покрыта телами раненых и убитых, и над всем этим возвышается фигура молодой и сильной женщины со знаменем и винтовкой в руках, увлекающая за собой волну восставших. Фигура Свободы - композиционная и смысловая кульминация картины, воплощенная в живописи «поэтическая формула революционной Франции».

«Фредерик Шопен» (1838 г.; Лувр, Париж)
«Фредерик Шопен» (1838 г.; Лувр, Париж)
«Жорж Санд» (1838 г.; Ордрупгаард, Копенгаген, Дания)
«Жорж Санд» (1838 г.; Ордрупгаард, Копенгаген, Дания)

В 30-х годах, посетив Марокко, Делакруа открывает для себя мир арабского Востока, и на много лет попадает под его обаяние. Он создает множество картин и зарисовок на восточные темы. Самой большой славой пользовались «Алжирские женщины», впервые открывшие взорам европейского зрителя заповедный интерьер мусульманского гарема, где на роскошных коврах, в шитых золотом костюмах, полулежат одалиски. Палитра Делакруа достигает здесь необыкновенного богатства, картина излучает сияние благодаря изысканному взаимодействию оранжевых, желтых, синих тонов.

Делакруа был прекрасным колористом, по чувству цвета и света в живописи того времени ему не было равных. Не случайно, Курбе, вообще отрицавший романтическую живопись, для Делакруа делал исключение. Кроме того, Делакруа занимался теоретическим исследованием законов цвета – дополнительных цветов, цветовых контрастов, цветных рефлексов в тенях. Его наблюдения оказались неоценимыми для будущих импрессионистов, а еще более – для Ван Гога. Такие различные художники, как Сезанн и Гоген, сходились в любви к Делакруа.

«Лев, пожирающий зайца» (нач. 1860-х гг.; Лувр, Париж)
«Лев, пожирающий зайца» (нач. 1860-х гг.; Лувр, Париж)
«Львиная охота» (1860-1861 гг.; Художественный институт, Чикаго)
«Львиная охота» (1860-1861 гг.; Художественный институт, Чикаго)

В последние годы художник предпочитал уединение, общаясь только с близкими друзьями, среди которых были Проспер Мериме, Фредерик Шопен, Жорж Санд. Однако, по-прежнему, его воображением владели романтические образы. Одна из его поздних картин – «Охота на львов» производит сильное впечатление. Вот что пишет один из исследователей творчества художника об этой работе: «Как языки пламени, изгибаются тела загнанных и яростно сопротивляющихся зверей, разинутая львиная пасть обдает горячим дыханием, - кажется, что слышишь предсмертный рев хищников и чувствуешь их терпкий, жаркий запах».

Умер Делакруа в Париже 13 августа 1863 года.

Статья подготовлена по материалам: Н.А. Дмитриева «Искусство Франции XIX века» («Краткая история искусств»)
Изображения взяты с сайта
http://impressionnisme.narod.ru




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2018 Все права защищены