Предыдщуй месяц    Октябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



14 апреля 1894 г. - Кинетоскоп. Первый видеомагнитофон

Кинетоскоп. Первый видеомагнитофон
Кинетоскоп Эдисона

«А за поворотом, над сырой панелью,- так неожиданно!- бриллиантами зыблется стена кинематографа. Там увидишь на прямоугольном, светлом как луна, полотне более или менее искусно дрессированных людей: и вот с полотна приближается, растет, смотрит в темную залу громадное женское лицо с губами, в блестящих трещинках, с серыми мерцающими глазами- и чудесная глицериновая слеза, продолговато светясь, стекает по шее. А иногда появится- и это,разумеется, божественно- сама жизнь, которая не знает, что ее снимают,- случайная толпа, сияющие воды, беззвучно, но зримо шумящее дерево» - так описывал писатель В.Набоков в рассказе «Письмо в Россию» величайшее изобретение искусства XX века. Его прообразом был так называемый «волшебный фонарь», известный в Европе с 17 века- простейшее устройство для показа на экране картинок, нарисованных на стекле. Именуемый в одном из рассказов В.Ф. Одоевского «косморамой», волшебный фонарь изображен на картине художника Уильяма Хогарта «Ярмарка в Саутуорте».

Кинетоскоп Эдисона
Кинетоскоп Эдисона
Афиша на демонстрацию кинетоскопа
Афиша на демонстрацию кинетоскопа

Жизненным девизом Томаса Эдисона были слова: "Имеется лучший способ делать это". В середине 80-х гг. XIX века в печати появляются сообщения о попытках механического воспроизведения движущихся изображений. В 1887 г. Эдисон создает в Уэст-Ориндже (штат Нью-Джерси) специальную лабораторию для таких опытов. В этой лаборатории, как писал теоретик искусства и культуры М.Ямпольский, еще витал дух фонографа. Кино Эдисона изначально было звуковым – еще до первых немых фильмов. В 1889 году Джордж Истмен, будущий создатель компании "Кодак", изобрел целлулоидную светочувствительную пленку. По поручению Эдисона, его помощник, молодой инженер Уильям Кеннеди Лори Диксон сооружает оптический «фонограф», воспроизводивший снятое на пленку Истмена покадровое изображение и синхронизировавший его с записанным на фонограф звуком. Однако смотреть его можно было только одному человеку через глазок специального "кинетоскопа", внутрь которого помещались для воспроизведения полуметровые целлулоидные ленты. Кстати, 35-миллиметровая пленка носит название «стандарт Эдисона».

Вернувшись осенью 1889 г. со Всемирной выставки в Париже, Эдисон увидел на маленьком экране изображение Диксона, который снимает шляпу и приветствует его: «Здравствуйте, мистер Эдисон. Рад вас видеть. Надеюсь, вы довольны кинематографом».

В 1892 году Эдисон финансировал создание первой в мире киностудии. Это обошлось в 637 долларов. За темный цвет, а может быть за сходство с полицейской машиной ее прозвали "Черной Марией". Небольшая деревянная постройка, обитая изнутри и снаружи черной материей состояла из двух комнат - сцены, на которой происходило действие, и аппаратной. Камера была установлена на рельсы, а все сооружение могло поворачиваться на колесах так, чтобы сквозь застекленную крышу всегда светило солнце. К началу 1895 г. Диксон снял несколько десятков фильмов о движении - об акробатах, жонглерах, боксерах. Некоторые фильмы, например, "Техасские ковбои, бросающие лассо", делались вне студии.

Эдисон в своей лаборатории
Эдисон в своей лаборатории
Кинетоскоп работы Жоржа Ф. Брагга (George F.Вragg), 1851 г. с  раскрашенными литографиями   городских улиц
Кинетоскоп работы Жоржа Ф. Брагга (George F.Вragg), 1851 г. с раскрашенными литографиями городских улиц
Томас Эдисон и Джордж Истман
Томас Эдисон и Джордж Истман

Патент на кинетоскоп Эдисон получил  летом 1893 г, а 14 апреля 1894 г. открыл зал Кинетоскоп Парлор, в котором было десять ящиков, предназначенных для демонстрации фильмов. Один сеанс в таком кинотеатре стоил 25 центов, фильм длился полминуты. В 1894 году на одну из демонстраций "кинетоскопа" в Париже случайно попал инженер Луи Люмьер, и в начале следующего года вместе с братом Огюстом оформил патент на "синематограф" – аппарат, объединяющий камеру и проектор. 22 марта 1895 года братья провели презентацию своего изобретения членам национальной промышленной комиссии, а 28 декабря в Гранд Кафе на бульваре Капуцинов состоялся знаменитый кинематографический сеанс, которым и означал рождение нового вида массового искусства. Братья «выпустили» картинки из аппарата Эдисона.

В первом десятилетии XX века увлечение кинематографом охватило весь мир. Фильмы снимались тысячами и приносили баснословные барыши. В 1909 Эдисон создает Патентный трест, фактически монополизирует всю отрасль и начинает получать отчисления от каждого созданного или показанного в США фильма. 24 декабря 1908 г. по требованию Эдисона полиция закрыла в Нью-Йорке пятьсот кинозалов.

Просмотровый зал Эдисона
Просмотровый зал Эдисона
Т. Эдисон
Т. Эдисон
Т. Эдисон
Т. Эдисон

На его собственной студии, следующей после «Черной Марии», один за другим снимаются художественные фильмы; выпускается журнал "The Kinetogram". Однако в 1917 году деятельность Патентного треста была запрещена Верховным судом США. Эдисон немедленно отозвал все инвестиции в киноиндустрию и больше не возвращался к кино.
 
Как сказал по этому поводу выдающийся американский физик Роберт Вуд, «Господь Бог рассудил, что будет несправедливо, если всю техническую цивилизацию сочтут когда-нибудь делом рук одного человека, а потом в конце концов решат, что этого не может быть и этот человек просто миф».

Студия 'Черная Мария'
Студия "Черная Мария"
Афиша фильма Эдисона, 1910 г.
Афиша фильма Эдисона, 1910 г.
Картина художника Уильяма Хогарта 'Ярмарка в Саутворте', в правом углу изображен волшебный фонарь
Картина художника Уильяма Хогарта "Ярмарка в Саутворте", в правом углу изображен волшебный фонарь

В России "движущиеся фотографии"  в 1896г. увидели сначала в Петербурге, потом  в Москве и  в других  городах  России.

История записи изображений на магнитную ленту непродолжительна. После демонстрации кинетоскопа должно было пройти ровно 62 года, чтобы 14 апреля 1956 года американскими инженерами из компании «Ampex» Гинзбургом, Андерсоном и Долби был представлен первый видеомагнитофон. «Ampex» основал в 1943 г русский инженер Александр Понятов, эмигрировавший после революции в США (аббревиатура Ampex расшифровывается как “Александр Михайлович Понятов, excellency (превосходительство)). По фамилии Рея Долби названа система шумоподавления. Создание видеомагнитофона имело огромное значение для телевидения. Раньше почти все телепередачи  шли в “прямом эфире”, теперь появилась возможность готовить их задолго до показа и записывать на видеопленку.

Успех Ampex настолько поразил современников, что многие годы наряду с термином "видеозапись" был в ходу и термин "ампексирование".




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены