Предыдщуй месяц    Октябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



24 декабря 1825 г. - Жостовские подносы

Жостовские подносы
Жостовские подносы

Жостовская роспись по металлу - русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос

Возникновение промысла

Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине В 1825 г. художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково.

Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос

Организация артелей

В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово. Сегодня на фабрике работают 240 художников, которые не теряют связь с прошлым, с опытом и традициями поколений.

Особенности производства

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.

Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос

Основной мотив

В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие. Основное направление в жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственой русской народной кистевой росписи на сундуках и прочее.

Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос
Жостовский поднос

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее по хорошо усвоенным правилам.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: "Букет собранный", "Букет враскидку", "Венок", "Ветка с угла", в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный характер. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены