Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



11 мая 1904 г. - Сальвадор Дали

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

ДАЛИ (Dali) Сальвадор (1904-89) – испанский живописец, представитель сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность ("Пылающий жираф", 1935; "Постоянство памяти", 1931).

Биография Сальвадора Дали

Дали родился 11 мая 1904 года в городке Фигейрес в Каталонии, в семье адвоката. Как он сам сообщает в своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» (1942), его детство было отмечено яркими эмоциональными впечатлениями, многие из которых предвосхитили его позднейшие идеи и видения. В 1924-26 годах он учится в Мадридской академии Сан-Фернандо. Тогда же увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Пикабия, Х. Грис, К. Карра), работает в их манере. Среди его друзей поэты Гарсиа Лорка и Рафаэль Альберти, а также Доменико Олонсо, Луис Бюнюэль. Дали пропагандирует в Каталонии концепции нового искусства, пишет первые манифесты и теоретические эссе. Одновременно он изучает живопись старых мастеров; его работы, исполненные в манере "магической вещественности" ("Девушка, стоящая у окна", 1925, Испанский музей современного искусства, Мадрид), навеяны впечатлениями от картин Сурбарана и Вермера Делфтского.

Парижский период

Сальвадор Дали и Гала
Сальвадор Дали и Гала

В 1928 году Сальвадор Дали переезжает в Париж. Здесь он встречает свою будущую жену Галу (Галина (Елена) Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин. Дали сближается с сюрреалистической группой Андре Бретона. Художник участвует в создании фильма "Андалузский пес", вызывающего благодаря монтажу, ассоциации, полные гротескного абсурда. Как отдельные кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как "Раскрашенные удовольствия" (1929, частное собрание, хранящееся в Музее современного искусства, Нью-Йорк), цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле и другие. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод "паранойи"), дать тотальное описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях. Тогда же возникли знаменитые образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие.

Осенний каннибализм
Осенний каннибализм
Предчувствие Гражданской Войны
Предчувствие Гражданской Войны

В таких работах, как "Постоянство памяти" (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Пылающий жираф" (1935, Публичное художественное собрание "Базель") отразился страх перед непознаваемой действительностью. В картинах "Предчувствие гражданской войны в Испании" (1936, собрание Аренсберг, Музей изящных искусств, Филадельфия) и "Осенний каннибализм" (1936, галерея Тейт, Лондон) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. Эти работы стали настоящим пророчеством, предвосхитившим реальные исторические события. В 1930-х гг., помимо живописи, Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.).

В США

Вскоре Дали ссорится с Бретоном, порывает с парижской группировкой сюрреалистов и объявляет себя истинным представителем этого движения. В 1940 году он уезжает в США. Среди известных картин этого времени своеобразная иллюстрация к фрейдизму – работа "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944, собрание Тиссен-Борнемица, Лугано). Дань атомной "моде" отдана в таких композициях, как "Атомная Леда" (1947), и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

Возвращение в Испанию. Последние годы

Мадонна порта Льигат
Мадонна порта Льигат
Тайная вечеря
Тайная вечеря

В 1948 году художник возвращается в родной Фигейрес, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как "Мадонна порта Льигат" (1949, Общественный институт изящных искусств, Милуоки), "Христос св. Ионна на кресте" (1951, Художественный музей, Глазго), "Тайная вечеря" (1955, Национальная галерея искусств, Вашингтон), "Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба" (1958-59, Музей С. Дали, Санкт-Петербург, Флорида).

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 году, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигейресе – здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.

Театр-музей Дали
Театр-музей Дали
Театр-музей Дали
Театр-музей Дали

Сердце Дали остановилось 23 января 1989 года. Его тело забальзамировали, как он просил, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигейресе. Тысячи людей приезжали, чтобы проститься с великим гением ХХ столетия.

Дополнительная информация

Картины Сальвадора Дали




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены