Предыдщуй месяц    Май    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031



29 октября 1894 г. - Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Вход в главное здание музея. Современный вид.

Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865-1929).

Алексей Бахрушин
Алексей Бахрушин

Период с 1894 года, когда Алексей Александрович Бахрушин впервые показал свою коллекцию публике до 1913, когда она была передана в ведение Российской Императорской Академии наук был, по словам первого главного ученого хранителя музея М. Д. Прыгунова, «периодом первоначального накопления богатств». В те годы коллекция находилась в частной собственности А. А. Бахрушина и была мало доступна широкой публике. Однако, в среде театральной о ней стали говорить с возрастающей серьезностью. За это время молодой музей поучаствовал в семи выставках, одна из которых проходила за границей, в Берлине (1905) и вызвала большой интерес во многом благодаря коллекции Бахрушина.

Другой период жизни музея начался 25 ноября 1913 года, когда состоялся акт его передачи в ведение Российской императорской академии наук. После этого в музее появился устав, штат сотрудников и новое название: «Театрально-литературный музей Академии наук». Был начат учет коллекций и заведены соответствующие инвентарные книги.

Передача музея в ведение Академии наук
Передача музея в ведение Академии наук

После революции музей пережил два трудных года. По свидетельству современника, коллекция часто была под угрозой разграбления, и оно бы непременно случилось, если бы народный комиссар просвещения А. В. Луначарский не выделил взвод для охраны музея. Проблемой была и сохранность коллекции, так как помещения не отапливались и ценные экспонаты могли пострадать из-за сырости и перепадов температуры. Еще одной проблемой была «идеология» музея — обсуждалась «классовая» природа музея, его «капиталистическая» сущность; это грозило расформированием коллекции и, следовательно, уничтожением музея.

Эскиз дома А. А. Бахрушина
Эскиз дома А. А. Бахрушина

Период неопределенности закончился 1 февраля 1919 года, когда музей перешел в состав учреждений Наркомпроса. Правительство стало выделять деньги на его содержание, что позволило возобновить научную и экскурсионную деятельность, которые были затруднительны во время войны и революции.

К этому времени музейная коллекция располагалась в 25 залах, 14 из которых дважды в неделю были открыты для публики. Штат музея в то время составлял 12 человек (сейчас — около 200).

В своей научно-исследовательской деятельности музей был связан с театральной секцией Государственной академии художественных наук (ГАХН). Этой организации принадлежала инициатива празднования 30-летия музея в 1924 году.

Все эти годы во главе музея был его основатель, Алексей Александрович Бахрушин. Его заслуга в сохранении целостности музея в тяжелое время огромна. Кроме того, значительная (и, может быть, лучшая) часть сегодняшней коллекции ГЦТМ собрана благодаря его огромной энергии и художественному чутью.

Вестибюль
Вестибюль

Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. В до-музейный период Бахрушин был скорее любителем и дилетантом, и в его увлечении не было ничего необычного: коллекционирование и собирательство было вполне рядовым увлечением для людей его круга. Однако, только у совсем немногих оно превращалось в дело жизни. Бахрушин, прилагая большие усилия, постепенно оттачивал механизмы пополнения коллекции, открывал новые способы получения желанных экспонатов. Бахрушин стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков. Он расширял круг своих знакомств в театральном мире, и его знакомые и друзья передали в дар музею немало ценных предметов. Постепенно у него появилось несколько «агентов» — хороших знакомых в разных городах России и Европы, с которыми он состоял в переписке и вовремя узнавал о возможности приобрести что-то интересное для музея. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Бахрушина за границу. Так в круг интересов Бахрушина вошел и зарубежный театр.

Вестибюль
Вестибюль

После революции, когда Бахрушин лишился своего состояния, его собирательская деятельность стала намного более затруднительной. Однако в этой непростой ситуации он умел правильно распорядиться небольшими средствами, выделявшимися музею на закупки. Он умел и торговаться, и находить дополнительные деньги, и договариваться о том, чтобы вещи приобретались в рассрочку. Немалую роль в этом играли его хорошая репутация, авторитет и личные связи в Наркомпросе. Обширные связи имелись у Бахрушина и в мире антикваров (они, впрочем, к тому времени уже потеряли свое былое значение, так как антикварная торговля переживала не лучшие времена) и коллекционеров. За деятельностью последних он ревниво следил, иногда у них удавалось сделать ценные приобретения, а иногда случались и «дружественные поглощения»: к 1924 году в театральный музей влилась прекрасная коллекция С. И. Зимина, которую он отказался передать в 1914 году (были поставлены условия, неприемлемые для музея в тот момент). Пополнялся музей и благодаря отбору вещей в государственном музейном фонде, куда попали национализированные частные коллекции.

Зал, посвященный театру второй половины XIX в.
Зал, посвященный театру второй половины XIX в.

В те годы Бахрушин многое сделал для сохранения театральной культуры. Если бы не его талант собирателя, то многие архивы и произведения искусства, являющиеся сейчас украшением коллекции, были бы скорее всего безвозвратно утрачены. Это, например, архив семьи Садовских, собрание фарфоровых статуэток-карикатур П. Г. Степанова, часть архива Дирекции императорских театров и др.

Кабинет А. А. Бахрушина
Кабинет А. А. Бахрушина

Коллекционерский талант Бахрушина проявлялся не только в умелом поиске и приобретении вещей, но и в том, что он сумел сделать свой музей не «личной коллекцией», отражающей вкусы ее обладателя, а всеобъемлющим собранием национального значения, свидетельствующим об истории русского и советского театра во всей ее полноте — с противоречиями, ошибками, борьбой «новейших театральных течений» с прошлым и между собой. Личные театральные пристрастия Бахрушина формировались под влиянием искусства Малого театра конца XIX века. Малый театр остался для Бахрушина самым любимым, но это не помешало ему собрать внушительную коллекцию материалов, связанных с МХТ, с творчеством Вс. Мейерхольда, это не помешало оказаться в музее работам Фердинандова, Экстер (наиболее полное собрание ее театральных эскизов принадлежит ГЦТМ), Татлина, Рабиновича, Лентулова, Гончаровой и многих других. Способность понимать и ценить самое разное искусство, не ошибаться в своих оценках Бахрушин сумел развить в себе с впечатляющим успехом.

С уходом из жизни его поколения, к которому принадлежали и С. И. Щукин, и А. В. Морозов, ушла в прошлое блестящая эпоха купеческого собирательства. Коллекционирование и собирательство, конечно, продолжали существовать, но подобных масштабов достичь было уже невозможно.

После смерти Бахрушина музей остался его наследником, стараясь, подобно своему основателю, бережно сохранять и приумножать коллекцию, которая, несмотря на все повороты истории политической, отражает объективную и всеобъемлющую картину истории театральной.

Сегодня в фондах музея более 1,5 миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Помимо главного здания, музей объединяет восемь филиалов. Это два мемориальных дома, три музея-квартиры, выставочный зал; еще два новых филиала скоро будут готовы принять посетителей.

Музей имени Бахрушина всегда открыт для любителей театра — помимо многочисленных выставок и подробной экскурсионной программы, интересной и детям, и взрослым, в нашей афише часто появляются встречи с известными артистами и творческие вечера, а также лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов.

Источник:
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены