Предыдщуй месяц    Март    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



10 марта 1806 г. - Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля
П.А.Герасимов, Вид на старое здание Оружейной палаты, 1852, Бумага, акварель, тушь, 26 х 34,8 см (в альбоме)

Это один из самых значимых музеев нашей страны и яркий центр мировой культуры. Музеи Кремля можно по праву назвать главной сокровищницей России, реликвии которой служат самим символом российской государственности и наших национальных традиций.

С самого момента создания на музеи Кремля возлагалась особая роль – утверждать мысль о неизменной силе и могуществе нашего Отечества. Не случайно, что решения о пополнении коллекции принимались всегда высочайшими указами. Работали здесь и возглавляли музеи видные деятели российской науки, культуры, блестящие ученые, подвижники и просветители. В самые драматические годы прошлого столетия сотрудники кремлевских музеев до конца оставались преданными своему делу, подчас ценой собственной жизни сохраняли национальные реликвии от уничтожения.

Венец царя Михаила Федоровича
Венец царя Михаила Федоровича

Сразу после принятия указа о создании музея на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить специальное здание для этого. К 1810 г. строительные работы были завершены, главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся просветителей России. Архитектор И.В. Еготов сумел не только вписать новое протяженное здание в ансамбль существовавшей Сенатской площади, но и создать между музеем, Троицкой башней и Арсеналом еще одну небольшую площадь Кремля, получившую название Троицкой.

Но сразу разместить музей в новом здании не удалось. В июне 1812 г. армия Наполеона перешла границу России. Отступая, русская армия вынуждена была оставить Москву. Царская сокровищница была вывезена в Нижний Новгород. Только в 1814 г., после ремонта, в здании архитектора И.В. Еготова был открыт первый музей отечественной истории, получивший название Московской Оружейной палаты. Перед широкой публикой предстали древние государственные регалии, троны, коронационные одежды, золотая и серебряная посуда, личные царские вещи, старинное оружие, трофеи Полтавской битвы и памятники Отечественной войны 1812 года.

Самым значимым фактором, определившим формирование кремлевского музея, его экспозицию и даже само его наименование, была идея военного триумфа и мощи государства. Величественный образ властителей-триумфаторов создавали их портреты в воинских доспехах в образе «вечного победителя». Большую часть экспозиции занимало колоссальное собрание древнего царского оружия, воинские трофеи эпохи Петра I, памятники российской воинской славы времени Александра I.

Ковш царя Михаила Федоровича
Ковш царя Михаила Федоровича

Сожженная, разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного облика. В возрождении Москвы приняли участие все ведущие зодчие России. В Кремле в прежних формах были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого. Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и монастыри.

По указу императора Николая I в 1838-1851 гг. в Кремле был возведен в «национальном русском» стиле новый дворцовый комплекс. Он включил Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание Апартаментов и более удобное и торжественное здание музея - Московской Оружейной палаты. Архитектор К.А.Тон вел строительство в границах древнего Государева двора с учетом его исторически сложившихся планировки и застройки. Он сумел композиционно объединить новые здания и уникальные памятники архитектуры ХV-ХVII веков. Впервые строительству предшествовала реставрация древних церквей и палат, а архитектурные формы и декор теремов XVII века в значительной степени определили внешний облик возводимого дворца. Новые здания образовали ансамбль единственной в Москве площади, созданной в стиле историзма. Она получила название Дворцовой, или Императорской. Пространство площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма.

В конце XIX - начале XX века Московский Кремль все больше осознавался как памятник истории и культуры. Все чаще сокровища Оружейной палаты, кремлевских соборов и Патриаршей ризницы участвовали во всероссийских и международных выставках. Потешный дворец XVII в. по существу стал хранилищем музейных ценностей.

Евангелие
Евангелие

С 1922 г. Кремль стал местом работы высших органов власти государства. В 1918 - 1922 гг. в здании Сената располагался кабинет и квартира Ленина, а затем, вплоть до 1953 г., - Сталина. Все это время для свободного посещения Кремль был закрыт.

В 1935 г. были сняты 4 орла, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях. Вместо них установили пятиконечные звезды.

В грозные годы Великой Отечественной войны все сокровища Оружейной палаты были эвакуированы из Москвы, а сам Кремль, к счастью, практически не пострадал. С 1955 г. он вновь стал доступен для осмотра.

В 1970-1980-х гг. в Московском Кремле были проведены уникальные по составу и масштабу ремонтно-реставрационные работы.

В 1990 г. Московский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В следующем году располагавшиеся на его территории музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», в состав которого вошли знаменитая Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта России XVII века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

Источники и фото:
http://www.kremlin.ru/




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены