МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
2 марта 1911 г. - Хранители русской песенной культурыЗал Дворянского собрания, всем известный сейчас как Колонный зал Дома союзов, заполнился публикой. Занавес медленно раздвинулся, и перед зрителями предстала... обыкновенная деревенская изба. Вдоль темных бревенчатых стен стояли грубо сколоченные, струганные лавки. Возле русской печки - чугунки, кочерга, ухваты... В углу перед образом Спасителя теплилась лампадка. Люлька, прялки, сундук с приданым... Среди этой такой простой и привычной обстановки спокойно и естественно чувствовали себя исполнители - 11 крестьян, жители центральных губерний России. Это были непрофессиональные актеры, в отличие от многочисленных и модных в начале прошлого века «народных» хоровых коллективов. Но именно этот «самодеятельный театр песни» произвел замеченную далеко не сразу, тихую революцию в певческой культуре нашей страны. Ведь именно им впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», - писал в те дни создатель хора Митрофан Пятницкий. Митрофан Ефимович (1884-1927) происходил из духовного сословия. Есть легенда, что земляки, жители Воронежской губернии, считали его чудаком: какой нормальный молодой человек станет ездить по деревням и уговаривать крестьян петь на публике?.. Некоторые пытались объяснить любовь Пятницкого к народной песне тем, что он якобы был певцом-неудачником, тщетно мечтавшим о карьере оперной звезды. Шло время. Десятки певческих коллективов стали историей. Многие великие певцы были вынуждены уехать в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была бы уготована и хору Пятницкого, если бы не случай. Однажды в 1918 году хор пригласили выступать для уезжавших на фронт бойцов Красной Армии. Отказаться было категорически невозможно. Так вышло, что тот концерт услышал сам Ленин, и был настолько растроган пением простых неграмотных крестьян, что распорядился «оказать талантливым самородкам всяческую поддержку». Сразу после этого хор был окончательно переведен в Москву. Для репетиций и проживания артистов выделили довольно большой особняк на Божаниновке. Шли тридцатые годы, сороковые, начались пятидесятые... Менялись руководители хора. Ими были композиторы П. Кузьмин, В. Захаров, М. Коваль, после него В. Левашов. В 1938 году были созданы танцевальная группа, свыше 60 лет возглавляемая Татьяной Устиновой, и оркестр народных инструментов (основатель Василий Хватов). Но при всем этом очевидном благополучии почти каждый концерт был для всех его участников довольно непростым испытанием. Дело в том, что на этих выступлениях часто присутствовал Сталин. И он, по своему разумению, как хозяин, «корректировал» репертуар любимого коллектива. Так, особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу популярную народную песню «Уж ты степь» хор Пятницкого обычно вынужден был исполнять «с душой и всем сердцем» за вечер по два, а то и три раза... 90 процентов артистов сегодняшнего хора - выпускники школы-студии хора Пятницкого им. Татьяны Устиновой. Туда принимаются музыкально одаренные подростки в возрасте 13-14 лет. Отбор происходит раз в три года. Хор Пятницкого много гастролирует. Он изъездил всю Европу, побывал в Японии, Китае... Но главная, традиционная особенность хора в том, что он всегда бескорыстно служит именно жителям России. С удовольствием выступает там, где его особенно ждут люди. Поет, часто даром, в наших необустроенных далеких военных гарнизонах. В марте 2001 г. на Площади Звезд в Москве была заложена звезда хора, носящего имя Пятницкого. Источник:
Фото:
|
|
(с) 2025 Все права защищены |