Предыдщуй месяц    Май    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031



25 декабря 1914 г. - Театр Таирова – 35-летний триумф

Театр Таирова – 35-летний триумф
Театр Пушкина - здание бывшего Театра Таирова

Имя Александра Таирова в истории театра стоит рядом с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова.

Александр Таиров
Александр Таиров

Александр Яковлевич Таиров свою жизнь в театре начинал с подмостков Драматического товарищества под руководством А.Н. Лепковской. Летом 1904 года он дебютировал в составе этой труппы, сыграв Петю Трофимова в «Вишневом саде» А.П. Чехова. Дальше последовала череда ролей и театров, пока в 1906 году Александр Таиров не оказался в петербургском Театре В.Ф. Комиссаржевской, где главным режиссером тогда был В.Э. Мейерхольд. Таиров играл Голубую маску в блоковском «Балаганчике», Нищего в спектакле «Сестра Беатриса» по Метерлинку, Шаняву в «Вечной сказке» Пшибышевского.

В 1907 году актер вступил в труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Петербурге. Не бросая играть, Таиров дебютировал и как режиссер – поставил шекспировского «Гамлета», «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Юрия Жулавского. В собственных спектаклях Александр Таиров появлялся на сцене в ролях Лаэрта, Астрова и Эроса.

Был в жизни Таирова период, когда он не занимался театром, решив строить юридическую карьеру. Правда, решимости этой хватило ненадолго.

В 1913 году Таиров принял приглашение К.А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. Отказаться от предложения было сложно – ведь предлагалась полная творческая независимость и свобода от жанровых ограничений. Друг за другом появились пантомима «Покрывало Пьеретты» на музыку Э. Донаньи, стилизация в духе старинного китайского театра «Желтая кофта» Г. Бенримо и Дж. Хазлтона. Эти спектакли стали своеобразным творческим манифестом, основой Театра Таирова.

Творческая вольница не могла продлиться долго, после первого сезона Свободный театр прекратил свое существование. Однако идея создать синтетический театр осталась. 25 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» Таиров и его любимая актриса и жена Алиса Коонен открывают свой собственный театр – Камерный. «Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились – напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», - писал Александр Таиров. Свое детище Таиров назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма.

Алиса Коонен - актриса Театра Таирова
Алиса Коонен - актриса Театра Таирова

Актер, по мнению Таирова, должен был быть подлинным творцом, не скованным ни чужими мыслями, ни чужими словами. Поэтому в спектаклях нового театра большую роль играла пластика. Другое убеждение – спектакль не должен во всем следовать за пьесой, ведь спектакль и сам «ценное произведение искусства».

Главная задача режиссера, по мнению Александра Таирова, - дать исполнителю возможность раскрепоститься, освободить актера от быта. В театре должен царить вечный праздник, неважно, праздник трагедии или комедии, лишь бы не пустить в театр обыденность.

Фантазии, капризы – так вполне можно назвать яркие представления театра. Вслед за «Сакунталой» появились «Женитьба Фигаро», «Сирано де Бержерак», «Фамира-Кифаред» И.Ф. Анненского и др. спектакли.

1917-й год запомнился актерам театра революционными событиями не только в стране, но и в самом театре: труппе пришлось покинуть уже обжитое здание на Тверском бульваре. И все же Камерный театр не распался, на маленькой сцене актерской биржи родился следующий программный спектакль - «Саломея». Блестящая игра Алисы Коонен, Ивана Аркадина и Николая Церетели свидетельствовали о том, что мечта Таирова об универсальном актере начала осуществляться. Премьера «Саломеи» состоялась за три дня до революции.

После этого знаменательного события Луначарский решает вопрос о возвращении таировской труппе здания на Тверском бульваре и о выделении денег на перестройку зрительного зала. На время ремонта труппа выехала на гастроли в Смоленск. В буквальном смысле на чемоданах появилась «Адриенна Лекуврер» - легендарный спектакль Камерного театра, оставшийся в репертуаре на 30 лет. Тот самый спектакль, которым Камерный театр навсегда простился со зрителем в 1949 году.

Череда премьер и революция в каждом спектакле – такова жизнь Камерного театра в его первое десятилетие. «Принцесса Брамбилла», «Король-Арлекин», «Ящик с игрушками» «Благовещенье», «Ромео и Джульетта», «Федра»… Это были спектакли музыкальные, опереточно неправдоподобные и эксцентричные.

В 1921 году выходит книга размышлений Таирова «Записки режиссера» (издание Камерного театра), а в 1923 году ее издают уже на немецком языке. Тогда же Камерный театр впервые уезжает на гастроли во Францию и Германию. Покорение Европы длилось семь месяцев и закончилось победой: театр полюбили и признали. Гастроли в 1925-м и1930-м годах принесли театру уже мировую славу.

Таиров утверждал, что режиссер не должен идти на поводу у драматурга, но в любом случае талантливому режиссеру нужна талантливая пьеса. В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера», которую ему передал сам автор. Таиров готов был сразу же приступить к ее постановке. Задерживала только работа над переводом. Кроме того, возникло еще одно непредвиденное осложнение. Каким-то образом пьесу Брехта получил и Театр Сатиры. Там считали, что такое произведение должно идти только в их театре. Никому не желая уступать права на постановку, они распределили роли и приступили к работе.

Одновременная постановка в двух московских театрах одной и той же пьесы не устраивала ни сами театры, ни театральное начальство. Началась тяжба.

На стороне Камерного театра в первую очередь был высокий авторитет Александра Яковлевича Таирова. Он доказывал, что пьеса Брехта как будто специально создана для Камерного театра - театра синтетического, осуществившего ряд комедийных, сатирических и музыкальных спектаклей, что актеры театра владеют искусством острого рисунка. Кроме того, почти готово оформление, сделанное по макету братьев Стенбергов.

В итоге тяжба с Театром Сатиры закончилась в пользу Камерного театра. Таиров добился права на осуществление первой в Советском Союзе постановки пьесы «Трехгрошовая опера». У нас она шла под названием «Опера нищих» (это название английского первоисточника, по которому Брехт создавал свою пьесу). В 30-е годы Камерный театр был единственным в стране, где шла пьеса Брехта.

Тучи над Камерным театром сгустились после выхода пародии-сказки «Богатыри». Премьера прошла с успехом, но через месяц в «Правде» всем разъяснили антинародную суть постановки, и началась травля. В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр Охлопкова в один коллектив. Более странное сочетание найти было сложно – эти театры оказались совершенно противоположны по своим принципам. От гибели обе труппы спасла лишь перестановка в Комитете по культуре.

Театр пережил войну в эвакуации и готовился к 30-летию. В1945 году оно праздновалось официально, Таирова наградили Орденом Ленина. Но уже 20 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКПб, практически запрещающее зарубежную драматургию. Разумеется, Александр Таиров не согласился с этим, и конечно, он не мог переиграть государство: в 1949 году Камерный театр закрыли. Вернее, реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина. Создатель ненамного пережил свое детище – чуть больше года Александр Таиров смог прожить без своего Театра.

Источник:
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=22234&cid=104

Фото:
http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/alexandr_tairov/tairov_taipov.shtml




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2017 Все права защищены