Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



16 декабря 1931 г. - Театр «Ромэн»

Театр «Ромэн»
Театр «Ромэн»
Бегите, кони, бегите....
Бегите, кони, бегите....

Первый и единственный в мире цыганский театр «Ромэн» - старейший и легендарный. Известность его давно вышла за пределы Москвы, и самобытному искусству талантливого коллектива рукоплещут зрители России, ближнего и дальнего зарубежья. Он все так же любим и востребован, как в те далекие годы, когда его история только начиналась.

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Ее поддержал А.В. Луначарский - не только потому, что в этот период в Москве и России широко создаются национальные театральные коллективы. Но еще и потому, что с конца 17-го – начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни.

Графиня-цыганка
Графиня-цыганка

Уже через месяц после своего открытия студия показала первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Композитором был С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России.

Первый трехактный музыкально-драматический спектакль театра «Жизнь на колесах» рассказывал о сложном переходе цыган к оседлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, а вчерашних студийцев начали называть актерами.

Грушенька
Грушенька

Это они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Это они, только вступившие на театральные подмостки, вскоре составят основу труппы, станут ее ведущими мастерами, а многие - основателями целых театральных цыганских династий. Среди них – В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, А. Золотарева, С. Полякова, А. Шнурков, А. Морозова, М. Черкасова, Н. Панкова, Ляля Черная. Позднее пришедшие в труппу – О. Янковская, О. Петрова, сестры Александра и Ольга Кононовы, С. Шишков, С. Золотарев, К. Ананьев, В. Бизев, С. Киселев, Н. Шишкова, Т. Агамирова, Н. Сличенко, Л. Василькова, Л. Муштакова; молодое поколение семей, целиком посвятивших себя театру: Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр. Это они, прожившие большую творческую жизнь, и молодежь, которая увлеченно следует примеру старших мастеров, составляют сегодня славу прошлого и настоящего театра «Ромэн».

Мы- цыгане
Мы- цыгане

Среди первых авторов, кто начал писать для молодого театра, были Д. Сверчков, А. Германо, И. Ром-Лебедев. Со временим число авторов пополнили Н. Нарожный и И. Хрусталев. Пьесы двух выдающихся цыганских драматургов И. Ром-Лебедева («Табор в степи», «Дочь шатров», «Свадьба в таборе», «Плясунья», «Кабачок «Микрель», «Я - цыганка», «Ехали цыгане», «Огненные кони») и И. Хрусталева («Сломанный круг», «Четыре жениха», «Горячая кровь») стали своеобразной цыганской классикой, многие из них до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Поэт и драматург И. Хрусталев, чьи пьесы полны истинно народного юмора, понятного цыганскому и русскому зрителю, долгие годы был и главным балетмейстером театра «Ромэн».

Плясунья - дочь шатров
Плясунья - дочь шатров

Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа М. Яшин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яшин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссеров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актерам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории «Ромэн». Заложенные М. Яшиным принципы развивают и следующие руководители театра.

Таборные игры
Таборные игры

Свыше 15 лет отдал «Ромэну» профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Дом Бернарды Альбы
Дом Бернарды Альбы

В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где за 50 лет творческой деятельности прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя театра. Гениальный певец, блистательный актер, талантливый режиссер, почти 30 лет он уверенно ведет свой театральный корабль к успеху, развивая традиции цыганского искусства и художественные принципы своих предшественников.

Созданные Сличенко сценические образы стали подлинным явлением в творческой жизни театра, своеобразным эталоном для молодого поколения «Ромэн», выпускников цыганской студии при музыкальном училище имени Гнесиных – воспитанников Н. Сличенко. А поставленные им спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры» завоевали широкое признание цыганскому театру в России и за рубежом.

В свои годы театр по-прежнему молод, он продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой новой работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу.

Фото:
http://moscow-live.ru/g2/main.php?g2_itemId=9474




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены