Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



16 декабря 1932 г. - Родион Щедрин – «король современного оркестра»

Родион Щедрин – «король современного оркестра»
Родион Щедрин – «король современного оркестра»

Родион Константинович Щедрин родом из семьи профессиональных музыкантов. В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но с началом войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев.

За инструментом
За инструментом

По возвращении в Москву Щедрин снова учится в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри под председательством Арама Хачатуряна присуждает первую премию Родиону Щедрину. Уже не четвертом курсе его принимают в Союз композиторов. Позже он становится ответственным секретарем союза при председателе Дмитрии Шостаковиче, а с 1973 по 1993 годы Родион Константинович Щедрин сам этот Союз композиторов возглавляет. В 1955 году Щедрин заканчивает Московскую консерваторию по классам композиции и фортепиано. В дальнейшем он сам преподает в консерватории.

Щедрин часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист. Он очень рано завоевал известность - прежде всего в театральных жанрах: его балеты «Конек-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967), оперы «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мертвые души» (1977). В 1960-е годы большим успехом пользовались такие сочинения, как основанные на фольклорном материале концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963), а также «Поэтория для чтеца, женского голоса, хора и оркестра» на стихи А.А. Вознесенского (1968). В этот период стиль Щедрина, поначалу ориентированный на довольно традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и «авангардных» техник. Конструктивным и виртуозным стилем отмечены его многочисленные фортепианные произведения. Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный».

Главные партии в ряде балетов написаны для супруги Родиона Константиновича – Майи Михайловны Плисецкой. По словам композитора, она всегда была для него Музой, вдохновляющей его на создание балетов.

Щедрин и Плисецкая
Щедрин и Плисецкая

Родион Щедрин – автор хоровых, камерных, фортепианных, симфонических сочинений, а также музыки к фильмам. Так, всем наверняка известна песня «Весёлый марш монтажников-высотников» из кинофильма «Высота».

Перечислять награды и звания Щедрина можно долго, среди них: Государственная и Ленинская премия Советского Союза, Государственная премия России, Премия имени Шостаковича, Crystal Award Всемирного экономического форума и Орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени. Родион Щедрин – народный артист Советского Союза, почетный член Международного музыкального совета, почетный профессор Московской консерватории, «Композитор года» Питсбургского симфонического оркестра… Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

Владея острым современным музыкальным языком, Родион Щедрин смог создать произведения, доступные широким кругам слушателей. Он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику

Источники:
http://www.peoples.ru/art/music/composer/shedrin/
http://www.biograph.ru/bank/schedrin.htm

Фото:
http://www.peoples.ru/art/music/composer/shedrin/photo.html 




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены