МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
3 декабря 1871 г. - Когда родился критический реализм в русской живописи?Выставка была устроена группой художников Петербурга и Москвы. Здесь было много разнообразных картин, зрители переходили от одного полотна к другому, было тесно, шумно, раздавались громкие голоса споривших. Известный критик В.В. Стасов отметил «поразительную новизну» выставки. Больше всего страстей разгорелось у картины молодого петербургского профессора живописи Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Много толков вызвала и картина И. Прянишникова «Порожняки». Также тут были портреты известных людей того времени: Островского, Тургенева и др. Как вообще появилось товарищество передвижных выставок? В начале октября 1863 г. группа в составе четырнадцати самых одаренных оканчивающих Академию живописцев подала просьбу в Совет Академии о дозволении свободно выбрать сюжет для конкурсной картины. Тут уж профессора взволновались всерьез. Организованное выступление! В просьбе было отказано. Однако молодежь не успокоилась, и все четырнадцать ходили к каждому профессору в отдельности, урезонивали его и заручались его поддержкой, а затем подали вторую просьбу с тем же содержанием. В последний момент живописец Заболоцкий испугался и откололся от группы. Их осталось тринадцать (так возникло название «бунт тринадцати»), но тотчас же вместо Заболоцкого к группе присоединился скульптор Крейтан. 9 ноября в день официального конкурса четырнадцать оканчивающих Академию конкурентов на золотую медаль отправились в Совет узнать, что он решил. Им было объявлено, что предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгалле» - и одна тема - «освобождение крестьян». Это было уже контрнаступление на «вольнодумцев». Тогда они попросили освободить их от конкурса и выдать дипломы. Предводителем смельчаков был И.Н. Крамской. Выйдя из Академии, молодые художники пошли на серьезную жертву. Они не только потеряли шансы получить золотую медаль и блага, с ней связанные, но сразу же лишались бесплатных мастерских и всякой поддержки Академии в дальнейшем. Художники поселились в одной квартире, где была создана Петербургская артель художников (или Артель Крамского). В 1865 г. Крамской поехал в Нижний Новгород, где устроил во время ярмарки выставку картин членов Артели. Самым замечательным полотном стала «Тайная вечеря» Н. Ге. В письмах из Нижнего Новгорода Крамской сообщал, что посетителей на выставке бывает масса, и все относятся к этому небывалому предприятию очень сочувственно. Так впервые зародилась мысль о возможности устраивать выставки не только в Петербурге и Москве, но и в других провинциальных городах. Однако Крамской, поссорившись с остальными членами Артели, вышел из нее, и вскоре она распалась. Между тем на ее место вступало новое сообщество художников, инициатором которого стал Г.Г. Мясоедов, закончивший Академию Художеств за год до «бунта тринадцати». В ноябре 1869 г. Мясоедов предложил некоторым московским художникам выработать проект устава Товарищества передвижных выставок. Так возникло общество «передвижников». Товарищество существовало более полувека, выставки устраивались регулярно до октябрьской революции 1917 г. Фото:
|
|
(с) 2024 Все права защищены |