Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



14 февраля 1772 г. - Гавриил Петрович Каменев

Гавриил Петрович Каменев
Гавриил Петрович Каменев
Документ с метрической записью о рождении Г.П. Каменева
Документ с метрической записью о рождении Г.П. Каменева

Гавриил (Гаврила) Петрович Каменев (1773 – 1803) – казанский купец, видный русский поэт круга предромантизма, масон. Каменев родился 3 (14) февраля 1772 года, скончался 26 июля (7 августа) 1803 года.

Происхождение. Каменев принадлежал к роду татарского мурзы Макула, крещенного (по семейному преданию) Иваном IV вскоре после покорения Казани.

Впоследствии род утратил свой первоначальный социальный статус. В XVIII – начале XIX века Каменевы принадлежали к числу самых богатых купеческих семей Казани. Отец, Петр Григорьевич Каменев (1740 – 1776), был именитым купцом, занимал видное положение в обществе, являлся президентом губернского магистрата. Мать, Татьяна Ивановна (Крохина), происходила из семьи состоятельного купца-старообрядца. Родители Г.П. Каменева умерли, когда он был ребенком.

Вид с Черного озера на место домовладения Каменевых, где родился поэт
Вид с Черного озера на место домовладения Каменевых, где родился поэт

Становление личности. Образование. Гавриил Каменев сначала прошел домашнее обучение грамоте; в отрочестве, в середине 1780-х, был помещен в частный пансион немца М. Вюльфинга (лучший в Казани), где воспитывался вместе с дворянскими детьми. Из пансиона Каменев вынес знание западноевропейских и русской литератур, свободное владение немецким языком, любовь к книжному чтению и склонность к литературному творчеству. Позднее он также изучил французский язык. Знания легли на благодатную «почву», помогли раскрыть природные таланты юноши.

В то же время,  полученное образование определило «маргинальность» Каменева. По социальному статусу, имущественному уровню, деловым занятиям, родственным и многим личным связям он принадлежал к купеческой среде, тогда как мировосприятие и личностные качества тяготели к дворянской культуре и соответствующему образу жизни.

Улица Воскресенская. Дом Каменева находился напротив Гостиного двора
Улица Воскресенская. Дом Каменева находился напротив Гостиного двора

Сословное и имущественное положение. Достигнув совершеннолетия, Каменев занял место, достойное его фамилии и весьма крупного унаследованного состояния. В 1790-х годах он избирался сначала ратманом, а затем бургомистром городового магистрата; был купцом первой гильдии. В 1800-м году получил звание коммерции советника. Каменев владел в Казани значительной недвижимостью – домами, лавками, амбарами; имел большой денежный капитал.

У биографов поэта впоследствии не вызывало сомнений, что он тяготился торговой деятельностью. Но, так или иначе, Каменев до последних лет жизни продолжал вести дела – сам и через доверенных лиц, являлся одним из самых богатых людей Казани и оставил своим детям немалое наследство.

События личной жизни. Каменев пережил любовную драму. По воспоминаниям, он был влюблен в дочь казанского врача-немца, однако женился на пензенской дворянке М.А. Подладчиковой. Брак оказался неудачным, но своих двух дочерей (Екатерину и Татьяну) Каменев нежно любил, заботился об их образовании.

Свой след оставило «легкомыслие юности» – Каменев отдал дань кутежам и другим неумеренным забавам, рассыпая «полной горстью нажитое отцом» и растрачивая здоровье. В последние годы жизни он вспоминал об этом с горечью, сравнивал себя с библейским блудным сыном.

Дружеские связи. Участие в литературно-масонском кружке. В развитии интеллектуально-духовных стремлений Каменева и реализации его литературного таланта большую роль сыграла возвышенная дружба с чиновником, литератором и масоном Саввой Андреевичем Москотильниковым (1768–1852). Москотильников был незаурядным человеком: родился в Ярославле в небогатой купеческой семье, но с юности стал служить чиновником и с годами сделал карьеру (в 1845 г. по чину получил дворянство).

Основным литературным трудом Москотильникова, настоящим призванием, которому были отданы годы внутренней жизни, стала работа над новым переводом поэмы итальянского поэта Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Это произведение пользовалось большой популярностью, особенно в масонской среде. Перевод Москотильникова, начатый им еще в конце XVIII века, был опубликован в Москве двумя изданиями в 1819 и 1821 годах.

Миниатюра с портретом Г.П. Каменева. Находится в Государственном музее А.С. Пушкина ( Москва)
Миниатюра с портретом Г.П. Каменева. Находится в Государственном музее А.С. Пушкина ( Москва)

Москотильников стал лидером и душой кружка, в который входили молодые казанцы, стремившиеся к образованию, литературе, творческому развитию. Это «неформальное сообщество» включало преподавателей Казанской духовной семинарии и Главного народного училища, актеров театральной труппы, некоторых купцов и дворян. Этот кружок, существовавший в Казани несколько лет на рубеже XVIII–XIX века, имел масонскую направленность.

Образ жизни. Художественная натура, воспитание, склонности делали Гавриила Каменева во многом чуждым собственному сословию – в традиционной купеческой среде он  воспринимался как «вольтерьянец».

Дом Каменева был богато и по-дворянски (на европейский манер) обставлен, в нем было много мебели, вещей из серебра и фарфора; одевался Гавриил Петрович также по-дворянски. О его вкусах и занятиях свидетельствовали произведения изобразительного искусства, музыкальные инструменты, рисовальные принадлежности. Музыку и театр Каменев особенно любил, посещал театральные постановки в Казани, Москве и Петербурге.

Каменев был одним из первых казанских библиофилов, его библиотека насчитывала около 500 томов русских и иностранных авторов. Некоторые личные книги Каменева (с его владельческими подписями) сейчас находятся в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского университета. Реестр книг библиотеки Каменева (сделанный после его смерти и далеко не полный) показывает, что он внимательно следил за литературными новостями. Ему были близки немецкая и английская поэзия XVIII века, мотивы которых находили отзвук в ранней меланхолии, свойственной его натуре.

Творчество Г.П. Каменева. Именно в творческой–литературной сфере личностный потенциал Каменева реализовался наиболее полно и ярко. Он зарекомендовал себя в российских литературных кругах рубежа XVIII – XIX столетий как талантливый поэт и переводчик.

Самые ранние известные сочинения – вольные переводы немецкого и французского авторов, еще ученического характера – относятся к 1792 году. В 1796–1803 годах произведения Каменева (стихи, повести, переводы с немецкого) публиковались в московских и петербургских литературных журналах-альманахах – «Муза», «Иппокрена», «Приятное и полезное препровождение времени», «Новости русской литературы». Вскоре после смерти поэта несколько его лучших сочинений были опубликованы в «Периодическом издании» Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств (1804).

Творчество Каменева опиралось на литературные образцы и во многом – на личные события и чувства. Сама жизнь поэта «выстраивалась» как сюжет художественного произведения, в котором он выступал автором и героем одновременно.

В начальных страницах поэтического творчества Каменева можно найти произведения в жанре сентименталистской идиллии, однако наиболее ярко он проявил себя в мрачной элегии.

Художественный мир и душевное состояние Каменева со временем приобретают постоянный «флер» меланхолии, черты трагизма, масонской мистики, «кладбищенского» настроения. Смерть была постоянным предметом его мыслей и чувств, одним из ключевых поэтических образов. В круге «ночной», «кладбищенской» поэзии Каменев достиг яркого образно-символического воплощения, стал одним из самых ярких авторов.

Наиболее известным произведением Каменева в XIX веке был «Громвал» (опубликован посмертно в 1804 г.). Жанр этого поэтического сочинения определяется исследователями по-разному: как один из первых опытов романтической баллады в русской поэзии, как богатырская поэма и пр. В сюжете «Громвала» поэт использовал мотивы казанской легенды о Зиланте.

Мысленным взором я быстро лечу,
Быстро проникнув сквозь мрачность времен;
Поднимаю завесу седой старины,
И Громвала я вижу на добром коне.

Последние годы жизни (1799 – 1803). Завершающий период короткой жизни Каменева был наполнен активностью и нарастающим – физическим и психологическим – движением к смерти.

Значимыми событиями стали три поездки в Москву (февраль–март 1799; сентябрь–ноябрь 1800; июнь и сентябрь 1802) и Петербург (конец июня–август 1802).

Большую роль сыграло знакомство с князем И.В. Лопухиным, одним из самых ревностных последователей учения «вольных каменщиков», сподвижником Н.И. Новикова.

Автограф Г.П. Каменева. Хранится в Российской Национальной библиотеке
Автограф Г.П. Каменева. Хранится в Российской Национальной библиотеке

В 1800-м году Лопухин в составе сенатской комиссии, осуществлявшей ревизию Казанской, Вятской и Оренбургской губерний, посетил Казань. Когда Каменев в том же году отправился в Москву, Лопухин ввел его в литературно-масонскую элиту, познакомил с Н.М. Карамзиным, И.И. Дмитриевым, О.И. Поздеевым, Андреем Тургеневым и др.

30 августа 1802 года Каменев был избран членом петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Однако здоровье ухудшалось, приступы болезни воспринимались как предвестие смерти. По воспоминаниям, Каменев все чаще бывал в роще (на кладбище) пригородного  Кизического монастыря, где был  похоронен его отец. Сам Каменев видел здесь свое последнее пристанище.

Автограф Г.П. Каменева. Хранится в Российской Национальной библиотеке
Автограф Г.П. Каменева. Хранится в Российской Национальной библиотеке

Это любимое место прогулок и размышлений «в тени сосновой темной рощи» было для Каменева источником вдохновения и мистического притяжения, где он уходил в свой реально-воображаемый мир. Роща-кладбище как место действия и литературный образ присутствует в нескольких произведениях – в повести «Инна», прозаическом «отрывке» «Сон», одноименном стихотворении, а также в письмах Каменева.

Сердце тоскует, слезы лиются
Градом из томных очей!
Все будто кажет, все предвещает
Близку мне смерть.
                                               (Сон)

Здесь же, на кладбище,  им было написано последнее стихотворение, найденное после смерти в кармане сюртука. Оно было опубликовано в Периодическом издании ВОЛСНХ в 1804 г. под названием «Вечер 14 июня 1801 года» (другой вариант названия – «Хижицы»).

Вчера с друзьями я ходил
В тени сосновой темной рощи,
Прохладной ожидая нощи,
Там с ними время проводил.
Природа сумраком оделась, -
Угрюмо на закате рделась
Тускло-червленая заря.

Надгробие Г.П. Каменева на кладбище Кизического монастыря. Вид конца XIX в.
Надгробие Г.П. Каменева на кладбище Кизического монастыря. Вид конца XIX в.

Многообещающее развитие литературного дарования было прервано смертью Каменева в июле 1803 года, причиной кончины в метрической записи Воздвиженской церкви указана чахотка. Каменев, как и предполагал, был похоронен на кладбище Кизического монастыря, могила его исчезла при уничтожении некрополя в советскую эпоху.

Кладбище Кизического монастыря. Вид конца XIX в.
Кладбище Кизического монастыря. Вид конца XIX в.

Изучение жизни и творчества Г.П. Каменева, публикация его произведений в XIX – начале XXI вв. Резонанс посмертной известности Каменева был невелик, однако читателю эпохи 1810–1820-х годов был знаком «Громвал», вошедший в несколько популярных литературных хрестоматий.

Творчество Каменева знал и высоко оценил А.С. Пушкин. Первая биографическая статья о Каменеве была опубликована в 1845 году Н.И. Второвым в петербургском альманахе «Вчера и сегодня», она предваряла публикацию писем Каменева Москотильникову.

В конце XIX– ачале XX века биографией и творчеством Каменева в Казани занимались П.А. Пономарев, Н.Я. Агафонов и особенно плодотворно -  профессор-филолог Казанского университета Е.А. Бобров. В 1903 году Академия наук предполагала издать собрание сочинений и переводов Каменева, но проект этот осуществлен не был.

Наиболее значительные произведения Каменева вошли в сборник «Поэты-радищевцы» (Л., 1935), затем в издание «Поэты 1790–1810-х годов» (Л., 1971). В конце XX века поэтические и прозаические произведения Каменева неоднократно публиковались в различных антологиях и сборниках.

Литературное наследие Каменева нашло достойное признание, нередко привлекает внимание современных исследователей-филологов. Каменев рассматривается как яркий представитель мировоззрения и литературного течения предромантизма в России. Признается новаторство Каменева-поэта, стремление к обновлению традиционной метрики и ритмики. Также в настоящее время высоко оцениваются содержание и литературные качества эпистолярного наследия Каменева.

В истории Казани Каменеву было уготовано удивительное место. Его имени в популярных публикациях нередко продолжают сопутствовать стереотипы «первого русского романтика» (со ссылкой на устный отзыв А.С. Пушкина) и «забытого поэта». Первый образ давным-давно трансформирован учеными-филологами. Второй в чем-то соответствует действительности – широкой известности «в массах» Каменев не имеет. Но живая нить памяти о замечательном поэте и самобытном человеке в культурном пространстве Казани не прерывались фактически со дня его смерти и до настоящего времени. Знаменательно, что интерес к личности и творчеству Каменева возрастал на рубежах веков.

Как личность, Каменев воплотил многие черты своего поколения и своего периода, конца XVIII–начала XIX столетий, времени яркого, хотя и оставшегося в тени между «золотым веком» Екатерины Великой и прославленной эпохой 1812 года, между Державиным и Пушкиным.

Сохранившиеся (выявленные) материалы, связанные с Каменевым и его ближайшим окружением, находятся в различных государственных хранилищах: в Казани – в Национальном музее РТ, Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского университета, Национальном архиве РТ, в музеях Москвы – Государственном музее А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Литературном музее; в Санкт Петербурге – в Российской Национальной библиотеке, Институте истории Российской академии наук, Пушкинском Доме.

Национальный музей РТ и Музей Е.А. Боратынского с 1997 года регулярно проводят Каменевские чтения, культурно-исторические акции по теме. Были созданы две выставки, посвященные жизни и творчеству Г.П. Каменева – «Миг узнавания» (1997), «На крыльях света и ночи» (2008).

Автор статьи: Е.И. Карташева, зав. отделом научно-методической работы Национального музея Республики Татарстан




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены