МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
15 января 1795 г. - Александр Сергеевич Грибоедов.Три писателя подарили нашему народу больше всех крылатых слов, ставших, по сути, поговорками, родной обиходной речью. Это - Крылов, Грибоедов, Пушкин. Если же учесть, что Грибоедов написал только одно произведение, то в этом смысле его можно поставить на первое место. Начиная со знаменитой фразы “А судьи кто?” можно приводить, и приводить, и приводить примеры. Комедия “Горе от ума” уже в своем названии содержит поговорку. А дальше - “Ах, злые языки страшнее пистолета”, “Ба! Знакомые все лица”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь”, “Влеченье, род недуга”, “Времен очаковских и покоренья Крыма”, “Все врут календари”, “Герой не моего романа”, “Дверь отперта для званых и незваных”, “Дистанции огромного размера”, “Есть от чего в отчаянье прийти”, “Завиральные идеи”, “И дым отечества нам сладок и приятен” - какая блистательная строка, неисчислимое количество раз ее цитировали, а с какими чувствами ее произносили в эмиграции… “Век нынешний и век минувший”, “Кричали женщины ура /Ив воздух чепчики бросали”, “Мильон терзаний”, “Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь”, “Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок”, “Ну как не порадеть родному человечку”, “Подписано, так с плеч долой”, “Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок”, “Послушай, ври, да знай же меру”, “С чувством, с толком, с расстановкой”, “Свежо предание, а верится с трудом”, “Словечка в простоте не скажут, / все с ужимкой”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” - эта фраза Грибоедова волновала души целых поколений. “Счастливые часов не наблюдают” - это выражение поэта стало, безусловно, поговоркой. Исследователи усматривают здесь связь с выражением Шиллера “Счастливому часы не бьют”. “Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь”, “Французик из Бордо”, “Что говорит! И говорит, как пишет!”, “Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом”, “Шел в комнату, попал в другую”, “Шумим, братец, шумим”… Вот такое богатство языка в комедии Грибоедова. Люди, прочитавшие ее еще в рукописи, так и сыпали фразами, пересказывая комедию знакомым. Содержание, конечно, волновало прежде всего, но каким языком выражено это содержание! Язык героев стал основным выразителем образов. Во многом из-за языка стали крылатыми даже фамилии самих героев комедии - Молчалин, Фамусов, Скалозуб. О сути комедии “Горе от ума” Пушкин написал: “Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то …, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Больные разговоры, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и всюду принятый - вот черты истинно комического гения. Теперь вопрос. В комедии “Гореот ума” кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь Дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными… Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту”. И еще Пушкин сказал: “О стихах я не говорю - половина - должна войти в пословицы”. Так и произошло. Мнений о комедии было очень много - и самых разных. Такой прозорливец, как Белинский, сначала восторженно принял “Горе от ума”, но через несколько лет свое мнение поменял, отметив гениальную отделку произведения, осудил содержание : “Это просто крикун, фразер (о Чацком), идеальный шут… неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком?” Но еще через несколько лет Белинский опять вернется к этой комедии и напишет: “Всего тяжелее мне вспомнить о “Горе от ума”, которое я осудил… говорил свысока, с пренебреженьем, не догадываясь, что - это благороднейшее, гуманическое произведение, энергический (при этом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, развратников… против невежества, добровольного холопства.” Большинство хвалило за “гражданский образ мыслей”. Ругали комедию те, на кого была направлена сатира Грибоедова - московский генерал-губернатор, князь Голицын… Эта пьеса была написана в начале 1820-х годов, а впервые поставлена в Петербурге и Москве только в 1831 году. Издали ее впервые без цензурных купюр вначале за границей в 1858 году, а в России - в 1862-м. Грибоедов много читал свою комедию в салонах, так что до постановки свет ее знал, и успех она имела огромный Пьесу “Горе от ума” все, конечно, читали, поэтому пересказывать ее не имеет смысла. Хочется только расставить несколько акцентов. Есть ли антикрепостническая направленность в “Горе от ума”? Конечно есть, хотя вроде и не принято сейчас об этом говорить. С другой стороны, давно прошли времена крепостного права, но комедия эта всегда актуальна. Почему? Потому что Грибоедов создал вечные образы, которые отражают и современных нам скалозубов, фамусовых, молчалиных. Ведь и сегодня вокруг нас есть и плутоватый Загорецкий, и шумный Репетилов. Да и Чацкий, этот молодой человек первой четверти XIX века, все-таки принадлежит не только своему времени - всегда приходят новые всплески борьбы за светлые идеалы, когда необходимо обличить пороки прошлого, чтобы устремиться к чему-то более достойному. Во все времена человек отчаивается, разуверяется и может повторить вслед за Чацким: Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Главный конфликт комедии - между Чацким и Фамусовым - не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще. Это скорее нравственный конфликт. Великий русский писатель Иван Гончаров сказал: “Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим”. Особый дар драматурга заключается в умении создать такие образы, чтобы актеры могли во всей полноте проявить свои таланты, независимо от эпох и ситуаций. Поэтому “Горе от ума” уже два века не сходит с российской сцены. В ней есть все и на все времена. Геннадий Иванов. Фотографии:
|
|
(с) 2024 Все права защищены |