Предыдщуй месяц    Декабрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



17 ноября 1788 г. - Михаил Щепкин

Михаил Щепкин
Михаил Щепкин

Михаил Семенович Щепкин родился 17 ноября 1788 в с.Красное Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г.С.Волькенштейна. В 1800 году во время учебы в Судженском народном училище (1799–1801 гг.) Щепкин исполнил роль слуги Розмарина в комедии А.П.Сумарокова «Вздорщица», в 1801–1802 гг. играл на домашнем театре графа Волькенштейна, в том числе Актера (роль «с трансформацией») в комедии Н.Р.Судовщикова «Опыт искусства», Степана-сбитенщика и помещика-галломана Фирюлина в комических операх Я.Б.Княжнина «Сбитенщик и Несчастье от кареты». Учась в Курском народном училище (1801–1803 гг.), попал за кулисы городского театра братьев М.Е., А.Е. и П.Е.Барсовых – переписывал тексты ролей, суфлировал, в 1805 г., в бенефис актрисы П.Г.Лыковой, с успехом заменил проигравшегося и запившего актера в роли Андрея-почтаря в «Зоа» Л.-С.Мерсье. Несколько лет Щепкин совмещал обязанности секретаря своего помещика, графа Волькенштейна, с артистической деятельностью в труппе Барсовых. В 1816 г. вступил в труппу И.Ф.Штейна и О.И.Калиновского, игравшую в городах южной и юго-западной России. В 1818г. перешел в Полтавский театр, руководимый писателем И.П.Котляревским. Специально для Щепкина, сразу занявшего ведущее положение в труппе, Котляревский написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в «малороссийских операх» «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровни»к. После распада театра в 1821 г. актер вернулся в труппу Штейна, возглавлявшего в то время Тульский театр.

Художник Николай Неврев. Портрет М. С. Щепкина. 1862
Художник Николай Неврев. Портрет М. С. Щепкина. 1862

В 1822 г.  Щепкин с семьей был освобожден от крепостной зависимости.

В провинции исполнял самые разнообразные роли, в том числе женские (Еремеевна в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, текст Д.П.Горчакова, муз. М.Стабингера), участвовал в балетах, «появлялся в трагедиях и драмах, где играл роли принцев и графов». Разнообразие его провинциального репертуара объяснялись не только нуждами малочисленных трупп, в которых он состоял, но и многосторонностью его актерского дарования. В годы работы в провинции начал формироваться актерский метод Щепкина. Театральным манифестом звучит рассказ, занимающий центральное место в «Записках» Щепкина, об актере-любителе князе П.В.Мещерском, которого он видел в 1810 г. в роли Салидара («Приданое обманом» Сумарокова). Из этих впечатлений Щепкин сделал вывод, что «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Уходя от примитивного скоморошества и отвергая эпигонское ремесло провинциального классицизма, Щепкин вырабатывал новую актерскую технику. Актер умело побеждал свои неблагодарные внешние данные («малый рост и полнота небольшого корпуса», «не совсем подходившие к драматическим ролям»), учился строить роль на резких сменах в поведении персонажа, сочинял героев из множества скрупулезно разработанных деталей, любил спектакли «с переодеваниями». Наибольший успех актер имел в бытовых, лирико-комедийных ролях, требующих стремительных внешних и внутренних трансформаций. Вынесенное из опыта этих лет стремление к перенасыщенности сценического рисунка сохранялось у Щепкина до рубежа 1830–1840-х годов.

В 1822 г.  по инициативе чиновника Конторы московских театров В.И.Головина, увидевшего Щепкина в Ромнах на Ильинской ярмарке (Головин вспоминал позднее: «Михаил Семенович играл в пьесе «Опыт искусства» в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями»), актера пригласили в московскую труппу (с 1824 – в Малый театр). Щепкин дебютировал в театре на Моховой 20 сентября 1822 в ролях Богатонова в комедии М.Н.Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в деревне» и в роли Угара («Марфа и Угар, или Лакейская война» Ж.-Б.Дюбуа). Переход Щепкина в Москву имел переломное значение не только в его жизни, но и для московского театра в целом, переживавшего период тяжелых организационных и творческих потрясений.

В Москве Щепкин встречается с «просвещенными театралами» – художественной интеллигенцией, группировавшейся вокруг столичных театров первой трети 19 в.; влияние, оказанное ими на актера, огромно. Щепкин с уважением вспоминал в старости о Ф.Ф.Кокошкине, главе дирекции московского театра, и А.А.Шаховском; пьесы А.И.Писарева до конца дней включал в бенефисные спектакли, а авторитет С.Т.Аксакова всегда оставался для него незыблемым. В Москве за Щепкиным сохранились лишь немногие роли его провинциального репертуара, ему приходилось начинать почти заново. Немало шумных успехов выпало ему в комедиях, водевилях и переделках Писарева, Шаховского, Загоскина, Кокошкина, но они замыкали талант актера в незамысловатых темах и ситуациях, хотя и в них Щепкин достигал заразительности и профессионального блеска. Одним из его маленьких шедевров был Репейкин в водевиле Писарева «Хлопотун, или Дело мастера боится» (1824 г.). Вскоре Щепкин закрепил за собой место «первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Щепкин оказался лучшим актером светской комедии и водевиля в ту пору, когда время их господства на русской сцене заканчивалось.

М.С. Щепкин. Рисунок с натуры А.Козлова. Первая половина XIX века
М.С. Щепкин. Рисунок с натуры А.Козлова. Первая половина XIX века

Высшим образцом комедийного жанра 1820-х годов был Мольер, и как попытка выйти к большим творческим задачам в репертуар Щепкина вошли Арнольф («Школа женщин», 1825 г.), Сганарель («Школа мужей», 1828 г.) и Гарпагон («Скупой» , 1830 г.; был переведен Аксаковым специально для Щепкина).

Появление на сцене в 1830-е годы комедий А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя позволило Щепкину вырваться из сферы чисто комической. По мнению исследователя О.М.Фельдмана, в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова, 1830 г. - впервые сыграна сцена из комедии; 1831 г.- пьеса целиком) и городничего («Ревизор» Гоголя, 1836 г.). «Ревизор» стал центральным событием его творческой биографии, роль городничего – его высшим торжеством, средоточием актерского метода.

С. Щепкин в роли Фамусова. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
С. Щепкин в роли Фамусова. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

В бенефис 1835 г. Щепкин впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У.Шекспира и Симона в «драматическом водевиле» Т.Соважа и Ж.Делюрье «Матрос». Первый шекспировский герой в репертуаре Щепкина, сыгранный им с истинно романтической ожесточенностью, был принят с недоумением публикой – сказалась инерция вкусов. Зато роль матроса Симона вошла в число высших достижений актера. «Пересоздавая», по выражению В.Г.Белинского, эту роль, Щепкин наполнял чисто мелодраматический сюжет подлинно трагедийным содержанием, вызывал у зрителя всю полноту сострадания к герою. Нерасторжимость романтических и реалистических тенденций, свойственная русскому искусству второй четверти 19 в., в полной мере сказалась в творчестве Щепкина.

Остро и болезненно воспринимал Щепкин скудость и однообразие репертуара, отсутствие новых значительных ролей. Крупнейшие литераторы старались придти ему на помощь: Белинский написал для него пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» (1839 г.); А.И.Герцен, Т.Н.Грановский и Е.Ф.Корш перевели пьесу Ф.Мессинджера «Новый способ платить старые долги» (1845 г.); Н.Х.Кетчер – «Генриха» IV (1840 г., запрещен цензурой) и Комедию ошибок (1852 г.) Шекспира. Но все эти пьесы и переводы лишь с большей или меньшей выразительностью варьировали темы, уже звучавшие в его творчестве. Главные надежды в 1840-е годы Щепкин связывал с Гоголем, перед которым благоговел. Актер сыграл в его пьесах Подколесина и Кочкарева («Женитьба»), Утешительного («Игроки»), Бурдюкова («Тяжба»). В первой половине 1850-х годов важнейшими для актера стали трагическая роль Барона в «Скупом рыцаре» А.С.Пушкина (1853 г.) и роль Муромского в «Свадьбе Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина. Примериваясь к новой эстетике, полемизируя с ней, Щепкин сыграл в пьесах А.Н.Островского «Бедность не порок» Коршунова (1854 г.) и Любима Торцова (1855 г.) и в «Свои люди – сочтемся» Большова (1861 г.).

Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Государственном Академическом Малом театре России
Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Государственном Академическом Малом театре России

Актер блистательной формы, Щепкин не ставил себе задачи изобрести новые технические приемы игры. Пользуясь теми же средствами, что П.С.Мочалов в мелодраме или В.И.Живокини в водевиле, Щепкин пришел к постановке вопроса о внутренней технике актера. Он утвердил на сцене принцип, положенный позже К.С.Станиславским в основу его «системы», – принцип внутреннего оправдания роли, приема, сценического задания. Щепкин учил актера сознательной работе над ролью и над собой, учил культуре работы, был «ежедневным уроком» (С.В.Шумский) для артистов. Его ближайшими учениками были Шумский, А.И.Шуберт, Г.Н.Федотова, И.В.Самарин. Богатейшие жизненные наблюдения Щепкина нашли отражение в русской литературе: его устные рассказы были учтены Гоголем, Герценом, Сухово-Кобылиным, Н.А.Некрасовым и др.

Традиции актерской игры и отношения к театру и театральному искусству, заложенные Щепкиным, имели огромное значение для развития искусства Малого театра, за которым утвердилось неофициальное наименование «Дом Щепкина». Вплоть до середины 20 в. в нем играли прямые потомки М.С.Щепкина. Имя Щепкина носит театральная школа при Малом театре.

Умер Щепкин в Ялте 23 августа 1863 г.

Использованные материалы:
http://www.krugosvet.ru
http://photo.peoples.ru/art/theatre/actor/mikhail_schepkin/
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/pictures/001/289517179.jpg
http://www.ickust.claw.ru/shared/icks/3190.htm
http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/14.htm
http://kmost.info/study/cshepkina.php




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены