![]() |
||
МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
19 сентября 1887 г. - Вера Николаевна Пашенная.![]() Родилась Вера Николаевна 7 (19) сентября 1887 в Москве, в семье известного актера Н.П. Рощина-Инсарова, с успехом выступавшего в Москве (Театр Корша), Киеве и др. городах. Ведущие роли во многих театрах России (в том числе в Малом и Александринском) играла и сестра Пашенной, актриса Е.Н. Рощина-Инсарова, эмигрировавшая после революции. В 1907, окончив Московское театральное училище по классу знаменитого актера, режиссера, театрального педагога А.П.Ленского, Пашенная была зачислена в труппу Малого театра. Играла роли М.Н.Ермоловой: шиллеровская Мария Стюарт (1910), Катерина в «Грозе» (1911), Лариса в Бесприданнице (1911) А.Н.Островского. В первые годы на сцене эти роли, несмотря на пророчество Ленского («артистка на сильные драматические роли»), не принесли Пашенной успеха (позже Мария Стюарт, к которой она вернулась в 1920-е годы, стала удачей актрисы). Однако великолепные внешние данные, мощный темперамент, несомненная глубина натуры, поразительный грудной голос, наделенный множеством оттенков, – все это сулило яркую сценическую судьбу. По-настоящему Пашенная нашла себя в ролях Марии Андреевны, Анны Павловны («Бедная невеста» и «Шутники» Островского, 1909 и 1917), Лизы в «Горе от ума» (1917), которую она – вопреки существовавшей традиции – сыграла не служаночкой, а сообразительной девушкой из крепостных. Серьезной удачей стало исполнение актрисой роли Евгении («На бойком месте» Островского, 1915), которую она играла впоследствии на протяжении многих лет. Умная и хищная, лукавая и эгоистичная, по-женски необычайно притягательная, Евгения, по замечанию известного театрального критика П.А.Маркова, «возглавляла список ролей, в которых Пашенная обнаружила себя как подлинно национальная, русская актриса». Скрытая мощь характера проявилась и в Девице из пьесы Горького «Старик» (1919). Исконно русская природа таланта актрисы не мешала ей успешно выступать в ролях западного репертуара. В 1919 удачей была признана ее Электра в одноименной пьесе Г. Гофмансталя, много позже, в 1935, Пашенная совершенно по-своему сыграла в «Отелло» служанку Дездемоны Эмилию – не приспешницу Яго, а преданную госпоже простую женщину из народа. И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису. Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть и в других театрах (в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к «Бесприданнице», в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 заглавную роль в комедии Аристофана Лисистрата в постановке В.И. Немировича-Данченко), а в сезоне 1922–1923 по приглашению К.С.Станиславского приняла участие (будучи к этому времени женой актера МХАТа В.Ф. Грибунина) в турне МХАТа по Америке. В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого), чеховской Ольги («Три сестры»), Василисы («На дне» Горького). Пашенная создала целую галерею женских образов в советских пьесах 1920–1940-х годов. Иногда ей удавалось вдохнуть в них жизнь, а роль Любови Яровой («Любовь Яровая» К. Тренева, 1926) стала одним из ее крупнейших достижений. Одновременно появлялись новые работы в классической драматургии: Мурзавецкая, Гурмыжская, Кукушкина Островского («Волки и овцы», «Лес», «Доходное место» 1935, 1937, 1948); Анна Андреевна («Ревизор», 1938); Хлестова в «Горе от ума» (1949–1950). Искусство Пашенной, выступавшей на сцене с Ленским, Южиным, Садовской, Ермоловой, Остужевым, – ярчайшее проявление верности традициям Малого театра. Роли последнего десятилетия жизни стали ее высшими творческими достижениями: Васса Железнова (1952), Хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки 1957), Кабаниха в «Грозе», поставленной ею самой совместно с М. Гладковым (1962). Почти полвека Пашенная вела педагогическую работу: в начале 1920-х годов принимала активное участие в организации Студии Малого театра, с 1918 преподавала в Училище им. М.С. Щепкина (с 1941 – профессор), где в 1945–1960 руководила кафедрой мастерства актера. Умерла Пашенная в Москве 28 октября 1962. Фотографии:
|
|
(с) 2025 Все права защищены |