МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
4 сентября 1904 г. - Павел Владимирович Массальский.Дерево не засохло. Вспоминаются далёкие 30-е годы… Однажды я подъехал к зданию МХАТ в проезде Художественного театра (тогда уже у нас, актёров, были первые легковые машины – эмки), чтобы пригласить с собой Н.П. Баталова поехать куда-нибудь за город на час-другой подышать воздухом. Улыбчивый и всегда радостный, Николай Петрович неожиданно сказал: «Да-да, прошу не удивляться – мы все в одинаковых галстуках. Константин Сергеевич заказал и подарил всем мужчинам. Такой галстук не только у меня – и у Хмелёва, и у Массальского, и у Ершова. И у многих других». И, действительно, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Среди них был и молодой тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне – скромный, доброжелательный, со своей всегдашней светлой улыбкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: говорил чуть громко. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости.
Я и по сей день думаю, что труд артиста – ежевечернее обнажение своей души и своей психики. И, наверное, много было высокоталантливых людей, которые не смогли перебороть себя, чтобы передать на сцене страсть, любовь, пафос жизнеутверждения. Артист должен до предела раскрывать свою душу в таких острых проявлениях, в каких непрофессионал не решится, должен заставить зрителя поверить его проповеди, его чувствам и человеческим страстям. Павел Владимирович, наш «дорогой Паша», как мы называли его, носил в душе свою веру, трепетную влюблённость в искусство Художественного театра – вот это и помогло ему преодолеть себя и войти в число выдающихся мастеров МХАТ. Всю жизнь с юношеской взволнованностью Массальский искал ответа на вопрос – как осуществить правду на сцене, он был убеждён, что смысл драматического искусства в его жизненности, глубокой достоверности. Он сумел передать эту взволнованность и своим ученикам, когда уже в зрелые годы, будучи руководителем курса, профессором, приходил на занятия, испытывая чувство особой ответственности за них, их поиск верных путей в искусстве. Об этом можно было судить по его высказываниям, иногда даже отдельным репликам во время наших частых совместных прогулок – ведь мы с Павлом Владимировичем долгие годы жили по соседству на даче в наших любимых Снигирях. В этих беседах познаётся многое, невидимое со сцены, но чётко определяющее суть человека. В таком тесном личном общении ярче раскрываются многие стороны художнической натуры актёра, глубже познаётся его нравственный облик. Мне многое нравилось в Массальском. Например, очень трогала его большая дружба с сыновьями великого Ф.И. Шаляпина – Борисом и Фёдором, пронесённая им с гимназической скамьи через всю жизнь. Мне довелось наблюдать встречи П.В. Массальского с Б.Ф. Шаляпиным. (Имя художника-портретиста Бориса Фёдоровича Шаляпина хорошо знают в нашей стране. Как известно, он привёз в дар нашему государству, нашему народу написанные им портреты деятелей искусства и памятные вещи, принадлежавшие его отцу.) Когда Борис Фёдорович приезжал в Москву, эти почтенные люди выглядели гимназистами. Темперамент их захлёстывал, каждый из них неистово старался что-то доказать другому. Это большая сердечная дружба, несомненно, помогала обоим в их жизни в искусстве. Или другая черта Массальского: благоговейное, трогательное отношение к корифеям МХАТ – К.С. Станиславскому, Вл.И. Немировичу-Данченко, И.М. Москвину, В.И. Качалову, к своим товарищам по сцене! Но и они его любили! Алла Константиновна Тарасова – постоянная партнёрша Павла Владимировича по многим спектаклям – тоже жила в нашем дачном посёлке. И часто можно было наблюдать, как Тарасова и Массальский экспромтом репетировали сцены из спектаклей, в которых они вместе играли, тут же, среди живой природы, на веранде дачи или просто в саду. Никто, казалось бы, их не заставлял, не было никаких режиссёрских вызовов на репетиции, но этих замечательных актёров никогда не покидало обострённое чувство совести художника, сознание того, что они живут ради поиска правды в искусстве, ради красоты и людей. Я думаю, всё ценное, что приобрёл за долгие годы Павел Владимирович, – актёрский и педагогический опыт, многолетние наблюдения, теоретические знания, – сохранённое в памяти его коллег по сцене и учеников, долго будет достоянием последующих поколений, предметом изучения не только для искусствоведов, но и самых широких кругов читателей. Массальский прожил большую жизнь в искусстве. Он начал с выходных ролей в МХАТ и стал исполнителем центральных ролей в его эпохальных спектаклях. Вместе с Художественным театром он пережил Великую Отечественную войну, выезжал на фронт в составе концертных бригад. Массальский был народным артистом. Массальский был награждён правительством высокими знаками отличий. Ушедший из жизни человек становится как бы величественнее, и люди невольно задумываются – почему же они раньше стеснялись говорить об этом открыто, словно думали: «Успеем ещё истину поведать…» А глядь! Уже и поздно. Массальский был счастлив тем, что приносил счастье людям, среди которых он жил. И уместно припомнить здесь слова А.П. Чехова: «Вот дерево засохло, но всё же оно вместе с другими качается от ветра. Так, мне кажется, если я и умру, то всё же буду участвовать в жизни так или иначе». Имя Массальского вошло в историю. Поэтому вместо «он был» мы скажем «он есть». И в этом – наше прибежище и утешение! Иван КОЗЛОВСКИЙ,
|
|
(с) 2024 Все права защищены |