Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



6 августа 1856 г. - Аполлинарий Михайлович Васнецов

Аполлинарий Михайлович Васнецов
Портрет А.М.Васнецова. (Н. Д. Кузнецов. 1897. Холст, масло. 84 x 69,5. ГТГ. Москва)

Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. В 1872 году окончил Вятское духовное училище, по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказывается от идеи поступить в Академию художеств и сдаёт экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровывается в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвящает себя искусству.

Аполлинария Михайловича Васнецова можно по праву считать создателем особого рода пейзажной живописи — городского исторического пейзажа. В своих полотнах и графических листах он запечатлел своеобразную художественную летопись древней Москвы на протяжении нескольких веков ее существования. Художник донес до современного зрителя не только неповторимый архитектурный облик столицы XVI, XVII, XVIII веков, но передал саму историческую атмосферу городской жизни, бытовой уклад, облик москвичей того далекого времени. Произведения Васнецова — это правдивые историко-художественные документы, основанные на археологических, изобразительных и письменных источниках. Но вместе с тем художник не ограничивался реконструктивными задачами, он всегда стремился, «заручившись документальностью, дать художественный образ».

А.М.Васнецов. Кремль. 1892. Масло
А.М.Васнецов. Кремль. 1892. Масло

Уже в самих названиях картин проступало свойство художника видеть прошлое глазами своих современников. Вот «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900). На фоне вечернего закатного неба торжественно высятся купола храма Василия Блаженного, под ними — живописный хаос каменных и деревянных строений Китай-города — центра торгово-служилого люда. Еще докипает шумный московский день: купцы, оставив товар, прислушиваются к словам грамоты, которую читает дьяк в красном кафтане, из переулка выходят воины, грозно сверкая оружием и шлемами, на звоннице бьют в колокол. Пространство улицы, стиснутое постройками, охвачено какой-то тревогой, что подчеркнуто не только композиционно, но и колористически: преобладают тяжелые коричневые с буро-красными всплесками цвета. И пусть нет никаких указаний на конкретное действие, картина представляется очень емким изобразительным синонимом известному историческому понятию —«Смутное время»— времени самозванцев и народных бунтов.

А.Васнецов. Московский Кремль при Иване III. 1921 г.
А.Васнецов. Московский Кремль при Иване III. 1921 г.
А.Васнецов. Московский дворик зимой. 1920 год
А.Васнецов. Московский дворик зимой. 1920 год

В этом полотне органично соединились пейзажная и жанровая темы. Дополняя друг друга, они создают выразительный художественный образ. В творчестве Васнецова каждая из этих линий находит и свое самостоятельное осуществление. Более дифференцирована жанровая тема в таких, например, вещах, как «Базар», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке», «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке», «Скоморохи». Здесь мы видим представителей самых разных сословий Древней Руси — нищих и вельмож, стрельцов и крестьян, живые сцены из их жизни. Но главной для художника была все же пейзажная тема. По своему призванию он являлся пейзажистом. Именно «ландшафтной» живописи Васнецов и посвятил себя, пережив в молодости увлечения геологией, работой учителя, литературой. И хотя он не учился в академи и художеств, но постоянная помощь старшего брата, Виктора Михайловича Васнецова, сама среда художников (особенное влияние имели на юношу Шишкин, Поленов, Куинджи), собственный упорный труд вывели его на дорогу большого искусства. Настоящей академией было его общение с абрамцевским кружком, «блестевшим звездами первой величины». Написанная в окрестностях Абрамцева картина «Серенький день» (1883) получила признание на передвижной выставке и была приобретена П. М. Третьяковым. Художник стремится больше путешествовать — «поездки воспитывают меня как художника-пейзажиста», признавался сам Васнецов. Он посещает Украину, Крым, Кавказ и наконец Урал. Именно здесь, пожалуй, художник обретает свою творческую зрелость. Его пейзажи 90-х годов: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал», «Кама», мощные по звучанию, эпические по размаху повествования,— посвящены могучей, почти первозданной природе, со своим замедленным, но напряженным ритмом жизни. Но это, пожалуй, и последние в творчестве Васнецова картины, построенные по классическим правилам, с основательной проработкой планов, внимательной прорисовкой необходимых подробностей, тщательной тональной живописью, отвлеченной величавостью состояния. Уже «Элегия» (1893) или «Озеро» (1902) показывают иные художественные горизонты, соприкасающиеся с движениями конца века, способные открыть в пейзажном творчестве художника новые пути.

А.М.Васнецов.После дождя
А.М.Васнецов.После дождя

Однако на рубеже веков Васнецов посвящает себя почти целиком старой Москве. Впрочем, это не было столь уж резким переломом, как может показаться вначале. «Проникновение в даль прошлого посредством пейзажа меня привлекало давно»,— признавался художник. В известной степени увлечение эпическими темами, образом первозданного пейзажа было обращением к «истории природы», но на почву фактов он мог стать, лишь обратившись к человеческой истории, к наукам — истории, археологии. Его давняя страсть к ним получила здесь свой реальный выход, а былая (еще со времен абрамцевского кружка) любовь к народному творчеству обрела широкий историко-художественный фон, ибо Васнецов и архитектуру древней Москвы понимал как творчество народа. Васнецов не ограничивался лишь изучением памятников, он являлся действительным членом Московского археологического общества (с 1906 года), активно участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. После Октябрьской революции художника избирают председателем Комиссии по изучению старой Москвы, на заседаниях которой он, несмотря на возраст, сделал более тридцати докладов — своеобразные научные комментарии к его архитектурным пейзажам.

Долгая преподавательская деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества оставила плодотворный след в творчестве его учеников — А. Герасимова, С. Герасимова, В. Мешкова, Б. Яковлева.

Использованные материалы:
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/111-2.htm
http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/mVasnecovAM_KrasnayaPlo.jpg
http://www.museum.ru/M331
http://hotkovo.net.ru/abramcevo_mamontov/vasnecov-abramcevo.jpg




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены