МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
13 июня 1912 г. - Музей изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)Церемония торжественной закладки здания Музея состоялась 17 августа 1898 года. На ней присутствовали император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и другие почетные гости. Под строительство здания безвозмездно предоставили территорию бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Официально было утверждено название "Музей изящных искусств имени императора Александра III". Объявленный в конце 1896 г. конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Строителем был выбран один из участников конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858-1924). Он выработал окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском Университете. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было в стиле античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох в соответствии с представленными экспонатами. В сооружении здания музея участвовали инженеры И.И.Рерберг и В.Г.Шухов. Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского Университета, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванических копиях были представлены основные этапы истории искусства народов со времен Древнего мира. В этом качестве Музей стал первым в России учреждением подобного типа. Инициатором создания (в 1893 году) и первым директором Музея Изящных Искусств (1911-1913) был заслуженный профессор Московского Университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев (1847-1913), отец поэта Марины Цветаевой. Замысел И.В.Цветаева развивал основные идеи предшественников. Дело в том, что проекты создания такого музея в Москве неоднократно излагались в печати З.А.Волконской и С.П.Шевыревым (1831), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). Музей создавался главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, число которых первоначально превышало 40 человек. Здание было возведено к 1904 году. Начало комплектования картинной галереи было положено в 1909 года, когда И.В.Цветаев принял дар русского консула в Триесте М.С.Щекина. К работе в Музее в разное время привлекались такие ученые, как Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, В.К.Мальмберг, Б.А.Тураев, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, И.И.Нивинский. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890-х - 1911 годах в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. В коллекции представлены фаюмские портреты и византийские иконы, среди картин итальянских живописцев XIII-XVIII вв. - работы С.Боттичелли, П.Веронезе, Дж.Тьеполо. Раздел голландской и фламандской живописи XVII в. представлен произведениями Рембрандта, П.Рубенса и других знаменитых мастеров. Выдающееся значение имеет широко известное в мире собрание французской живописи XVII-XX вв., включающее шедевры Н.Пуссена, А.Ватто, К.Коро, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо. Коллекция графики возникла благодаря пожертвованиям частных лиц. Начало собранию было положено в 1861 г., когда император Александр II подарил Румянцевскому музею 20 000 гравюр. Позднее к этой коллекции присоединилось уникальное собрание русской гравюры (дар Д.А.Ровинского), собрание японской гравюры, книг и свитков (дар С.И.Китаева), рисунки западноевропейских мастеров (коллекция А.А.Сидорова). Торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 13 июня (31 мая по старому стилю) 1912 года. В настоящее время коллекция включает около 400 000 гравюр, рисунков, книг с гравюрами, прикладной графики, плакатов, экслибрисов, начиная с XV в. и до наших дней. Среди них работы А.Дюрера, Рембрандта, П.Рубенса, О.Ренуара, П.Пикассо, русских художников К.Брюллова, А.Иванова, В.Фаворского, А Дейнеки. Основой обширной коллекции древностей стало собрание Кабинета изящных искусств, созданного при Московском университете в 1848 г. Собранная русским ученым-египтологом В.С.Голенищевым уникальная коллекция памятников древнеегипетской цивилизации была приобретена государством и передана Музею в 1909-1911 годах. В 1924 году собрание пополнилось подлинными экспонатами из Музея института классического Востока, в том числе уникальной коллекцией клинописных табличек из собрания Н.П.Лихачева. Позднее, в 1940 году, поступили крупные частные собрания профессоров А.В.Живаго и А.В.Прахова , а также памятники из археологических раскопок Урарту и Парфии, проведенных ГМИИ. Античное собрание включает несколько тысяч подлинных памятников - сосудов, мелкой пластики, скульптуры. Многие поступили в музей в результате многолетних археолгических раскопок ГМИИ в Северном Причерноморье. Основу нумизматической коллекции ГМИИ составляет Университетское собрание, начало формирования которого относится к концу XVIII в. Сегодня это одно из лучших собраний монет, медалей, нагрудных знаков и резных камней. Использованные материалы:
|
|
(с) 2024 Все права защищены |