Предыдщуй месяц    Февраль    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728



20 февраля 1909 г. - Футуризм

Футуризм
Филиппо Томмазо Маринетти

Футуризм возник в Италии, где и проявился наиболее полно. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Филиппо Томмазо Маринетти «Манифест футуризма». Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства: «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора».

В Манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – писал Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном Манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанный наиболее крупными художниками-футуристами (У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени). Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни.

У. Боччони «Непрерывность единых форм в пространстве», 1913 г.
У. Боччони «Непрерывность единых форм в пространстве», 1913 г.

Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман «Мафарка-футурист») Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.

Б.Лившиц, Н.Бурлюк, В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых; 1912 год
Б.Лившиц, Н.Бурлюк, В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых; 1912 год

На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму звучит почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Пощечина общественному вкусу. М. 1911
Пощечина общественному вкусу. М. 1911

Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово «свобода» должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти. Поэтому не удивительно, что накануне Первой мировой войны вождь футуризма откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями, агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 году итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. В 20-е годы многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.

Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909 года. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 года Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе и живописи расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и независимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский. Среди представителей русского футуризма в литературе - В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, И. Северянин, в живописи - братья Давид и Николай Бурлюки, М. Ларионова, Н. Гончарова, А. Экстер.

"Ангелы и аэропланы" Н. Гончаровой (Мистические образы войны. М.: 1914)
"Ангелы и аэропланы" Н. Гончаровой (Мистические образы войны. М.: 1914)

Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В. Хлебников предложил даже отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Однако между русским футуризмом и его итальянским собратом, несомненно, было много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы, лозунг итальянцев «слова на свободе» и «самовитое слово» в манифестах кубофутуристов («Пощечина общественному вкусу» - 1912 г., и «Садок судей II» - 1913 г.).

Если итальянские футуристы в большинстве своем приняли фашизм как воплощение своих идеалов, то русские представители футуризма приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Моя революция. Пришел в Смольный. Начал работать», – писал В. Маяковский в «Автобиографии». Большевики, однако, не слишком обрадовались таким помощникам. Незамедлительно последовал окрик А. Луначарского – «Ложка противоядия». Увы, не всем, но стало ясно, что футуристы гораздо больше любят советскую власть, чем она их. Вскоре В. Ленин сделал выговор А. Луначарскому и М. Покровскому за издание поэмы Маяковского «150 000 000».

История футуризма завершается в начале 1920-х. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.).


Статья подготовлена по материалам сайта http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет»)




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены