Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



23 декабря 1858 г. - Немирович-Данченко и Московский Художественный театр

Немирович-Данченко и Московский Художественный театр
Немирович-Данченко и Московский Художественный театр

Немирович-Данченко родился 11 декабря 1858 года в г. Озургеты (Грузия) в дворянской семье. Детство провел в Тифлисе. С юных лет проявлял большой интерес к театру, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876–1879), продолжал глубоко интересоваться театром.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

С 1877 года Немирович-Данченко начал выступать как театральный критик: публиковал статьи о театре и театральные обзоры в журналах «Будильник», «Артист», газетах «Русский курьер», «Новости дня». В эти же годы он заявил о себе и как драматург. Его пьесы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах с участием М.Н. Ермоловой, О.О. Садовской, М.Г. Савиной, А.П. Ленского, а также в провинции. Театральная критика, участие в постановке своих пьес рождали у будущего режиссера ощущение оторванности существующего театра от современности. Он не раз обращался в дирекцию императорских театров с проектами реформ. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного театра, обновленного через драматическую школу. Одним из первых он осознал перспективы театральной режиссуры с ее задачей построения спектакля как художественного целого. В этом отношении встреча Немировича-Данченко с Константином Сергеевичем Станиславским стала для русского театра эпохальной.

Встреча со Станиславским состоялась по инициативе Немировича-Данченко летом 1897 года в ресторане «Славянский базар». В ходе легендарной 18-ти часовой беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления, обсуждены состав труппы, оформление зала, разделены обязанности. Результатом этой встречи явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (впоследствии знаменитого Московского художественного театра).

Афиша первой постановки МХТ «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. 1898 г.
Афиша первой постановки МХТ «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. 1898 г.

Труппу театра составили молодые актеры - участники Общества искусства и литературы, которым руководил Станиславский, и лучшие ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматического училищу (Немирович-Данченко вел педагогическую работу на драматическом отделении этого училища). Было решено, что Немирович-Данченко возьмет на себя «литературную часть» и организационные вопросы, Станиславскому же достанется художественная часть. Однако в первые же месяцы репетиций выявилась условность такого разделения. Важнейшие спектакли Художественного театра – «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (первая постановка), чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. Одной из главных задач театра стала постановка новой современной драматургии - прежде всего А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, позже М. Горького, Л. Андреева.

С этого момента все свои силы Немирович-Данченко отдавал Художественному театру, будучи его директором и руководителем. Им поставлено огромное количество пьес. Будучи «заведующим репертуаром», он определял идейно-репертуарную линию театра. Немирович-Данченко первым понял новаторское значение драматургии А. П. Чехова. Он вместе с коллективом МХТ и Чеховым явился инициатором привлечения М. Горького к драматургической деятельности и помог ему советами при создании его первых пьес («Мещане», «На дне»), написанных для Художественного театра.

После событий 1905 года, смерти Чехова и разрыва с Горьким Немирович-Данченко обратился к русской классике. Совместно со Станиславским им были поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. В это время он также поставил на сцене МХТ драматические произведения А.С. Пушкина («Борис Годунов» и «Каменный гость»), пьесы А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В начале 1910-х годов в поисках русской трагедии Немирович-Данченко обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. В 1910 году возник «двухвечеровой» спектакль - инсценировка романа «Братья Карамазовы», а в 1913 была осуществлена инсценировка «Бесов» (под названием «Николай Ставрогин»).

А.П. Чехов читает «Чайку». Московский художественный театр. 1899 г.
А.П. Чехов читает «Чайку». Московский художественный театр. 1899 г.

С осени 1928 года из-за болезни сердца Станиславский прекратил не только актерские выступления, но и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение МХАТа легла на Немировича-Данченко. В эти годы он ставит революционные пьесы советских авторов – «Блокаду» Вс. Иванова, «Любовь Яровую» К.А. Тренева. В то же время он продолжает опыты в постановках классической романной прозы («Воскресение» по Л.Н. Толстому; 1930). В искусстве тех лет утвердился метод социалистического реализма, и его сценические образцы нашли свое воплощение на сцене МХАТа. В 1934 году Немирович-Данченко ставит «Егора Булычева», в 1935 совместно с М.Н. Кедровым – «Врагов» М. Горького. Премьера «Анны Карениной» (1937) была приравнена к событиям государственного значения. Постановка Немировичем-Данченко 1940 года «Трех сестер» А.П. Чехова стала легендой МХАТа. Режиссер так определил основную идею спектакля: «Мечта, мечтатели, мечта и действительность; и - тоска, тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию, это чувство долга».

Здание МХТ в Камергерском переулке (архитектор Ф.О.Шехтель). 1900-е гг.
Здание МХТ в Камергерском переулке (архитектор Ф.О.Шехтель). 1900-е гг.

Важное значение имела деятельность Немировича-Данченко в области музыкального театра. В 1919 году он организовал при МХАТ Музыкальную студию (Комическую оперу). Первыми постановками студии стали комические оперы «Дочь Анго» Ш. Лекока и «Перикола» Ж. Оффенбаха. Деятельность студии носила во многом экспериментальный, новаторский характер. В 1926 году музыкальная студия МХАТ одновременно с оперной студией Большого театра, возглавляемой Станиславским, получила статус государственного театра. В 1941 году (уже после смерти Станиславского) обе труппы были объединены в  Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, возглавил который Немирович-Данченко. Основную задачу театра Немирович-Данченко видел в создании современной оперы и балета; среди его постановок такие выдающиеся произведения советского музыкального искусства, как «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича (1934), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939).

Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. МХАТ. 1937 г.
Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. МХАТ. 1937 г.

Общепризнан был и режиссерско-педагогический талант Немировича-Данченко. Вошедшие в труппу МХТ его ученики (И.В. Москвин, О.Л. Книппер, В.Э. Мейерхольд, М.Г. Савицкая, М.Л. Роксанова, М.Н. Германова) выделялись непосредственностью контакта с литературным материалом, тонким чувством исторического стиля эпохи. Работавшие с ним актеры говорили об его умении подобрать потайные ключи к каждому актеру. В то же время собственную теорию актерского искусства Немирович-Данченко не оформил в законченную систему, как это сделал Станиславский. В начале 1930-х он начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства. В ней Немирович-Данченко изложил знаменитые положения о «театре мужественной простоты», о «синтезе трех правд» и один из главных тезисов о режиссере, «умирающем в актере». Книга была закончена в 1936 году.

В последние годы жизни Немирович-Данченко искал того, кто мог бы принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу Художественного театра. Так, он высоко ценил помощь В.Г. Сахновского, особенно в постановках «Анны Карениной» и «Половчанских садов». Когда осенью 1941 года Сахновский был арестован, Немирович-Данченко проявил необычную и опасную настойчивость, добиваясь возвращения Сахновского в МХАТ, и обратился лично к Сталину. Сахновский был незамедлительно освобожден.

Музей-квартира В.И. Немировича-Данченко
Музей-квартира В.И. Немировича-Данченко

Умер Немирович-Данченко в Москве 25 апреля 1943 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Совместная деятельность К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко сыграла решающую роль в развитии русского предреволюционного, советского и современного театра. Московский Художественный театр оказал огромное влияние и на развитие мирового театрального искусства. В духе творческих принципов МХАТ воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Немирович-Данченко был инициатором организации при МХАТе школы-студии (1943), ныне носящей его имя. За постановку спектакля «Кремлевские куранты» (последняя постановка Немировича-Данченко) и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943 годах) был удостоен Государственной премии СССР.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов: http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет»),  http://www.russianculture.ru (портал «Культура России») и http://www.tonnel.ru.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены