Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



4 декабря 1886 г. - В.В.Кандинский – основоположник абстрактного искусства

В.В.Кандинский – основоположник абстрактного искусства
В.В.Кандинский – основоположник абстрактного искусства

Василий Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков  сибирских каторжан. В 1871 -1885 гг. жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о юридическом поприще. Однако посещение проходящей в Москве французской выставки, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога», круто изменило направление его жизни.

В. Кандинский «Синий всадник», 1911
В. Кандинский «Синий всадник», 1911

В 1896 году в возрасте тридцати лет Кандинский бросил карьеру юриста и уехал из Москвы в Мюнхен учиться искусству. Мюнхен он выбрал сознательно. Столица Баварии считалась тогда одним из центров европейского искусства. Там Кандинский стал активным участником местной художественной сцены, организатором (совместно с Ф. Марком) объединения «Синий всадник» (1911) – главного оплота раннего немецкого экспрессионизма, и одним  из пионеров абстрактного искусства. Художник так и проработал всю жизнь в Европе, за исключением периода с 1914 по 1921 год. Насколько труден был для него «российский» период, свидетельствует то, что первые два года он почти не писал (за исключением нескольких рисунков, этюдов и гравюр на дереве).

В. Кандинский «Москва»
В. Кандинский «Москва»

После революции Кандинский искренне пытался ужиться с новой властью. Он был членом художественной коллегии и председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919 – 21 гг. заведовал московским Музеем живописной культуры. Активно вел педагогическую деятельность: преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918 – 21 гг.), состоял профессором Московского университета. В 1921 году Кандинский разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В этом же году он был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. Несмотря на столь активную общественную деятельность (писал он по-прежнему мало) к началу 1920-х годов бесплодность попыток «влиться» в новое общество стала очевидной. Абстрактное искусство было объявлено упадочническим, а сам художник получил ярлык «приспешника буржуазии». Как раз в это время немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать в новой школе искусств «Баухауз», открытой в Веймаре (в 1926 году школа переехала в Дессау). Предложение было немедленно принято. Кандинский уехал из России, чтобы в 1920 – 1930-е годы стать единственным (наряду с Марком Шагалом) всемирно знаменитым художником российского происхождения. Правда, в 1960-е годы, уже после смерти Кандинского, его творчество оказалось в тени супрематизма Малевича, получившего тогда мировую известность. Однако не это главное.

Обложка книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»
Обложка книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»

Значение творчества Кандинского выходит за рамки открытия абстрактной «манеры»: он, наряду с Малевичем, является создателем основ современного искусства. Его книга «О духовном в искусстве» (1911) – без преувеличения самая влиятельная художественная теория столетия. «Кандинский, - пишет историк искусства и художественный критик Екатерина Деготь, - первый приструнил зрителя нового века, запретив ему ждать от искусства исполнения его обывательских желаний и потребовав судить творца по его намерениям, по степени «внутренней необходимости» его работ». В то же время «внутренняя необходимость» совершенно недоказуема, и в этом и состоит новация: зритель не может измерить ее, поскольку она есть не что иное, как форма манипуляции его, зрительским, восприятием. Между средствами искусства и их воздействием художником устанавливается «планомерная» связь: «Цвет – это клавиш, - писал Кандинский, - глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». В искусстве авангарда художник приобретает неограниченную власть над зрителем, и Кандинский первым взял эту власть.

В. Кандинский «Импровизация. Мечтательное»
В. Кандинский «Импровизация. Мечтательное»

Путь Кандинского к абстракции лежал через символизм и экспрессионизм: он был одним из немногих русских художников начала ХХ века, кто пренебрег эффектным кубистическим приемом. Первые самостоятельные работы были созданы им в 1908 – 1909 годах в Мурнау (городке у подножия Баварских Альп). С 1909 года Кандинский делит свои работы на «импрессии» (выражение впечатлений от природы), «импровизации» (выражение впечатлений он «внутренней природы») и «композиции» (пик сознательных творческих амбиций). Композиция, для Кандинского, синоним творчества. Ее наивысшим воплощением стала абстракция, хотя художник пришел к ней не сразу. Абстракция для Кандинского не была однажды принятым решением о строительстве нового мира, как чуть позднее для Малевича и его последователей. Картины Кандинского вплоть до 1920-х годов сохраняют намеки на изображения даже в самых радикальных работах. По сути, степень абстрактности определяется здесь не намерениями художника, а способностью зрителя к аналогичному отвлечению, способностью «прозевывать предмет» (слова художника). Кандинскому всегда хотелось «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Того же «вращения» художник требует и от зрителя. Однако не только искусство способно вовлечь в орбиту своего «вращения», в переломные моменты истории сама жизнь также властно заявляет свои права.

В. Кандинский «Композиция №7», ГТГ
В. Кандинский «Композиция №7», ГТГ

После прихода Гитлера к власти Кандинский почувствовал себя в Германии крайне неуютно. В 1933 году нацистами был закрыт «Баухауз». Нацисты, подобно большевикам, объявили абстракционизм упадочническим искусством. Работы Кандинского были включены в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Из соображений личной безопасности художник перебрался во Францию, поселившись в пригороде Парижа (Нейи-сюр-Сен).

Кандинский продолжал работать практически до самой смерти, оставаясь адептом абстракционизма, который, как считал художник, не выдумка изощренного ума, а естественный и закономерный результат эволюции искусства. Умер художник в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

При подготовке статьи были использованы материалы книги Ек. Деготь «Русское искусство XX века» (М.:2000), а также материалы мультипортала KM.RU (http://www.km.ru) и сайта галереи Ирины Алябьевой (http://www.gallart.ru).




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены