Предыдщуй месяц    Июнь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930



20 ноября 1805 г. - Опера Л. Бетховена «Фиделио»

Опера Л. Бетховена «Фиделио»
Опера Л. Бетховена «Фиделио»

Единственная опера, написанная Людвигом ван Бетховеном (1770 - 1827), была одним из самых любимых им самим произведений. Композитор писал: «Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже других».

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

Премьера оперы состоялась в Театре Ан-дер-Вин (Theater an der Wien). А накануне в Вену вошли войска Наполеона. Возможно, именно это послужило причиной провала премьерного исполнения, ведь многие жители просто бежали из города, а концертный зал театра заполнили французы. Однако такова судьба всех выдающихся произведений – как правило, их первое исполнение не приносит композитору успеха.

Театр Ан-дер-Вин (Theater an der Wien)
Театр Ан-дер-Вин (Theater an der Wien)

Опера написана на сюжет французской пьесы Жана Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Буйи принимал непосредственное участие во Французской революции. Пьесу он написал, основываясь на истории, которую знал из личного опыта: женщина, переодевшись мужчиной, пыталась спасти мужа из якобинской тюрьмы. Правда, у Буйи действие происходит в Испании, но современники, конечно, прекрасно понимали, какую на самом деле страну автор имел в виду. Несомненно, в сюжете Буйи Бетховена привлекли тираноборческий пафос, прославление самоотверженного подвига и верной супружеской любви. Композитор, критиковавший даже обожаемого им Моцарта за легкомысленные сюжеты его опер, требовал от оперного жанра высокой нравственно-этической идеи, высоко ценя за это оперы Луиджи Керубини. Недаром незадолго до смерти Бетховен на вопрос, почему он больше не пишет опер, ответил следующее: «Я хотел бы еще писать оперы, но не мог найти подходящего текста. Мне необходим текст, который вдохновлял бы меня; нужно что-нибудь такое, что волнует, приподнимает морально...».

Людвиг ван Бетховен. 1800-е гг.
Людвиг ван Бетховен.  1800-е гг.

В 1798 году парижский театр «Фейдо» поставил оперу Пьера Гаво на либретто Буйи, а в 1804 году в Дрездене впервые прозвучала опера «Леонора» Фердинанда Паэра на тот же сюжет в итальянском переводе. Паэр пытался осуществить постановку своей оперы в Вене, но дирекция Театра Ан-дер-Вин предпочла заказать Бетховену оперу на то же либретто в немецком переводе литератора Йозефа Зоннлайтнера. Работая над первой редакцией оперы, Бетховен написал к ней две увертюры «Леонора» №1 и №2. «Леонора» №1 так и не прозвучала в постановке, так как не получила одобрения друзей композитора. Оперу в первой редакции предваряла увертюра «Леонора» №2.

Вена, ок.1800 г. (гравюра Г..Шютца)
Вена, ок.1800 г. (гравюра Г..Шютца)

К сожалению, подготовка премьеры оперы Бетховена проходила в крайне неблагоприятных условиях. Сначала оперу запретила цензура, и Зоннлайтнеру пришлось доказывать, что действие оперы происходит в ХVI веке в Испании и, стало быть, не имеет отношения к современности. Постановка была дозволена с условием «переработки наиболее резких сцен». Вопреки желанию композитора, оперу переименовали из «Леоноры» в «Фиделио» (Фиделио – имя, которое взяла Леонора, переодевшись мужчиной). Опера выдержала только три спектакля - 20, 21 и 22 ноября. «Новая бетховенская опера «Фиделио, или Супружеская любовь» не понравилась... — писала газета «Freimuthige». — Мелодиям и характеристикам, при всей их изысканности, недостает того счастливого, удачного, непреодолимого выражения страсти, которое нас неудержимо охватывает при слушании произведений Моцарта и Керубини».

Театр Ан-дер-Вин. Современный вид
Театр Ан-дер-Вин. Современный вид

Друзья Бетховена уговорили его заново отредактировать и сократить произведение. Либретто было переработано Штефаном фон Бройнингом. Чтобы придать ходу действия «большее оживление» Бетховен сократил многие сцены и превратил оперу из трехактной в двухактную. Для новой редакции композитор написал самую замечательную версию увертюры - гениальную «Леонору» №3. В новой редакции опера прозвучала весной 1806 года и, по некоторым сведениям, имела значительный успех. Однако, после второго представления она была снята с репертуара из-за ссоры композитора с тогдашним владельцем Театра Ан-дер-Вин бароном Петером фон Брауном, объяснявшим недостаточность выручки тем, что музыка Бетховена пользуется успехом только у образованной публики, в то время как оперы Моцарта вызывают всенародное восхищение.

Лишь в 1814 году опера «Фиделио» получила настоящее признание. Три солиста - баса Венской придворной оперы Карл Вайнмюллер, Иоганн Михаэль Фогль и Игнац Зааль избрали «Фиделио» для своего бенефиса. Композитор сделал еще одну редакцию. Либретто было переработано режиссером театра Георгом Фридрихом Трайчке. К этому спектаклю Бетховен сочинил четвертую версию увертюры «Леонора» №4. Опера в новой редакции вызвала восторженный прием публики. С тех пор «Фиделио» завоевал прочное место в немецком и мировом оперном репертуаре.

Концертное исполнение оперы «Фиделио». Москва, 2005. За дирижерским пультом Томас Зандерлинг
Концертное исполнение оперы «Фиделио». Москва, 2005. За дирижерским пультом Томас Зандерлинг

В нашей стране опера ставилась достаточно редко. Впервые в России «Фиделио» появился только в конце XIX века – из-за тираноборческих идей, проповедуемых в опере, царская цензура долго не пускала её на сцену. Но не только в этом причина позднего пришествия бетховенского творения в Россию: если уж симфонические опусы композитора казались его современникам слишком новаторскими и непонятными, то оперный Бетховен вообще воспринимался с трудом. Первая постановка «Фиделио» состоялась в Большом театре силами студентов Московской консерватории: успеха она не имела и сошла со сцены после двух показов. В советское время опера была поставлена в 1948 году - выдающийся в музыкальном отношении спектакль режиссера Бориса Покровского и дирижера Александра Мелик-Пашаева, в котором блистали великий Георгий Нэлепп и только начинавшая свой путь Галина Вишневская. В 1950 году опера была поставлена в ленинградском Малом оперном театре, музыкальным руководителем постановки был известный немецкий дирижер Курт Зандерлинг. В 2005 году к 200-летию со дня первой постановки «Фиделио» Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко осуществил крупный международный проект – концертное исполнение оперы. В нем приняли участие выдающиеся вокалисты современности (исполнение главных партий - Габриэле Фонтана и Роберт Ллойд). Дирижировал постановкой сын Курта Зандерлинга - Томас Зандерлинг, родившийся в России и работающий по всему миру.

Дом-музей Бетховена в Бонне
Дом-музей Бетховена в Бонне

«Фиделио» Бетховена - важнейший вклад в создание немецкой национальной оперы. Перекликаясь с французской «оперой спасения», наивысшие образцы которой представлены в операх Керубини, в «Фиделио» нашли также отражение глюковские и моцартовские традиции. Следует отметить особое место увертюры «Леонора». Сегодня «Леонора», как и увертюры композитора к драмам «Эгмонт» и «Кориолан»,  исполняются отдельно от произведений, для которых написаны. Тем самым Бетховен положил начало жанру самостоятельной симфонической увертюры.

Опера Бетховена, несмотря на трудность ее восприятия (на нее и сегодня сетуют любители оперного жанра), бесспорно, является великим творением и значительным вкладом композитора в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Грандиозность воплощения героической концепции, поразительная красота и благородство мелодики, интеллектуальная мощь и в то же время ясность и искренность эмоционального содержания предопределили место бетховенского творения среди оперных шедевров мировой музыки.


При подготовке статьи использованы материалы с сайтов http://www.belcanto.ru, http://wedma.fantasy-online.ru, http://www.ng.ru.
Изображения взяты из открытых Интернет-источников.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены