Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



18 сентября 1886 г. - Символизм

А.Беклин «Остров мертвых»
А.Беклин «Остров мертвых»

В «Манифесте символизма» поэт-декадент Жан Мореас выступил в защиту своих единомышленников, раскритикованных Пьером Бурда в статье «Поэты-декаденты». С этого времени декаденты стали именовать себя символистами, а 18 сентября 1886 года стало днем рождения нового эстетического течения.

Пюви де Шаванн «Сон»
Пюви де Шаванн «Сон»

Возникновение символизма связано с кризисом традиционной европейской культуры, глубинными процессами, протекающими в обществе. Переоценка ценностей выразилась в неудовлетворенности господствующими позитивизмом и натурализмом, сужавшими духовные горизонты человека, сводившими реальность к совокупности объектов естественнонаучного знания. В то же время символизм был своеобразной реакцией на «упадок веры». Знаменитая фраза Ницше «Бог умер» выразила общее для того периода ощущение исчерпанности традиционного вероучения. Это породило новый поиск абсолютных ценностей, глубочайшую религиозную впечатлительность. Символизм становится своеобразной формой преодоления позитивизма и новой формой богоискательства.

Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, а также в приверженности высшему принципу и идеальному миру нес в себе генетический код романтизма.

Стефан Малларме
Стефан Малларме
Поль-Мари Верлен
Поль-Мари Верлен

Символизм зародился во Франции. Его становление и расцвет связан с именами крупнейших французских поэтов: С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Символизм во Франции проявился и в живописи (Г.Моро, Пюви де Шаванн, О.Редон), и в музыке (Дебюсси, Равель), и в театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки (влияние философии А.Шопенгауэра), глубокое соответствие различных ощущений, значение творческого акта как такового, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Артюр Рембо
Артюр Рембо

Символизм видел в искусстве новый тип художественного мышления, который дает возможность постигать мир не в его чувственной конкретности и данности, а в духовной многозначности, находящейся за пределами всякого восприятия. Символисты верили в возможность «приподнять завесу» видимой реальности, постичь вневременную и сверхчувственную, идеальную сущность всеединого мира. Способом выражения этой невыявленной «сущности мира» становится символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Вяч.Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто низлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине».

Г.Моро «Привидение»
Г.Моро «Привидение»

Вслед за Францией идеи символизма были восприняты и в других странах: Бельгия (М.Метерлинк), Норвегия (Г.Ибсен), Англия (О.Уайльд), Ирландия (У.Б.Йейтс), Германия и Австрия. Литературное сообщество этих стран не только восприняло символистскую эстетику, но и предложило собственные идеи. Огромное значение символизм имел в русском искусстве рубежа веков. Впоследствии этот период получил определение «Серебряного века».

Русский символизм наследует многие эстетические установки западноевропейского символизма. В то же время русский символизм – совершенно особое культурно-историческое явление. Он связан и со своеобразием российской истории и российского опыта, и с особенностями русского искусства, и с духовными коллизиями и драмами эпохи конца XIX – начала XX веков.

Манифестом отечественного символизма можно считать статью Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), в которой была рассмотрена необходимость «переоценки ценностей» и возникновения новой духовности в искусстве. Символизм в России вбирал два потока - «старших символистов» (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Анненский) и «младосимволистов» (А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов). В русской живописи символизм развивался в рамках деятельности объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», в творчестве М.А.Врубеля, В.Э.Борисов-Мусатова.

В.Борисов-Мусатов «Водоем»
В.Борисов-Мусатов «Водоем»
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Зинаида Николаевна Гиппиус
Зинаида Николаевна Гиппиус

Становление русского символизма связано с периодом острых исторических катаклизмов, социальных потрясений, духовных трансформаций. Оно сопровождалось ощущением исчерпанности предыдущей эпохи. Для него характерны мотивы страха, тревоги, отчаяния. В то же время характерным было и ожидание грядущего, поиск новых опор для идеала цельности, человечности и духовности. «Все направления, все школы, - писал Д.С.Мережковский, - охвачены одним порывом, волною одного могучего и глубокого течения, предчувствием божественного идеализма, возмущением против бездушного позитивистского метода, неутомимой потребностью примирения с Непознаваемым».

Иннокентий Федорович Анненский
Иннокентий Федорович Анненский
Вячеслав Иванович Иванов
Вячеслав Иванович Иванов
Александр Александрович Блок
Александр Александрович Блок

Отчетливо звучит в русском символизме тема России, ее духовного призвания, всемирно-исторической миссии. Важнейшим теоретическим источником русского символизма были философско-эстетические воззрения великого русского мыслителя В.С.Соловьева. Как выразился Вяч.Иванов в письме к А.Блоку: «Соловьевым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир.

М.Врубель «Поверженный демон»
М.Врубель «Поверженный демон»
Андрей Белый
Андрей Белый

Символистская школа в своем классическом виде не могла существовать долго: слишком неоднородным было это движение, слишком различны его участники. Уже в 1910-е гг. символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям «настоящего, некалендарного ХХ века». Несмотря на краткость своего существования, символизм оказал решающее воздействие на последующее развитие всего искусства: литературы, музыки, живописи, архитектуры, театра. Символизм положил начало модернистским течениям в культуре XX века, стал «обновляющим ферментом», давшим новое качество и новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей XX столетия, как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.) мы находим сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет») и монография О.Ф. Петровой «Символизм в русском изобразительном искусстве» (СПб.: 2000). Изображения взяты с сайтов http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет») и http://knigorod.gmsib.ru ( «Книгород»).




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены