Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



31 августа 1811 г. - Теофиль Готье

Теофиль Готье
Теофиль Готье

Готье родился в городе Тарбе, на юге Франции, но уже в раннем детстве был перевезен родителями в Париж, где семья, имевшая столичные связи, решила прочно обосноваться.

С юных лет импульсивная и вольнолюбивая натура Готье влекла его к свободному творчеству: он только не знал, что выбрать - то ли, вслед за своим лицейским другом Жераром Лабрюни (будущим Жераром де Нервалем), поэзию, то ли живопись, уроки которой он брал у художника Луи Эдуарда Риу. В конце концов, Готье избрал поэзию, однако его увлечение изобразительным искусством еще сыграет в его литературном творчестве важную роль.

Теофиль Готье. Портрет работы А. де Шатиллона (1839)
Теофиль Готье. Портрет работы А. де Шатиллона (1839)

В начале своего творческого пути Готье решительно принял сторону бунтарей-романтиков – экстравагантной творческой молодежи, вступившей в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом». Обласканный самим Виктором Гюго, он принимал активное участие в бравурных выступлениях «романтиков» против «классиков». На знаменитую премьеру пьесы Гюго «Эрнани» 25 февраля 1830 года восемнадцатилетний Тео явился, облачившись в красный жилет, который, по замыслу его владельца, должен был подогреть негодование «классиков», заполнивших партер и ложи Французского театра. Этот «красный жилет» и «меровингская» шевелюра Готье вошли в историю романтизма, как символ бунтарства и непокорности. Тео был душой компании молодых поэтов, драматургов, художников, скульпторов, поселившихся в тупичке Дуайенне неподалеку друг от друга. В этом романтическом кружке энтузиастов, среди друзей,  Готье провел самые безмятежные годы своей жизни.

Салон Виктора Гюго (Готье в центре, у камина)
Салон Виктора Гюго (Готье в центре, у камина)

Первый стихотворный сборник Готье, непритязательно озаглавленный «Стихотворения», вышел в 1830 году, в самый разгар июльской революции. Понятно, что политическая ситуация не способствовала успеху сочинения юного поэта. Вышедшая в свет через два года описательная поэма «Альбертус» тоже не была распродана по внешним причинам – город поразила эпидемия холеры. Известность пришла к Готье лишь в 1836 году, но не как к поэту, а как к прозаику, написавшему роман «Мадемуазель де Мопен». К этому времени Готье был уже довольно хорошо известен в литературной среде, прежде всего как художественный критик, успешно подвизавшийся на страницах многих периодических изданий. Издав  «Мадемуазель де Мопен» - книгу, бившую по нервам обывателя-моралиста и снабженную к тому же дерзким предисловием, - Готье не только привлек к себе внимание таких серьезных писателей, как Бальзак, но и вызвал негодование добропорядочной публики: лавочники на улице показывали ему кулак и грозили судом.

В то же время 1836 год оказался для Готье не только годом триумфа, но и годом закабаления: литературный делец Эмиль де Жирарден, проницательно оценивший легкое перо Готье-критика, предложил ему вести отдел художественного фельетона в только что открывшейся газете "Ла Пресс". Готье проработал у Жирардена до 1854 года, затем перешел в правительственную газету «Всемирный монитер» (переименованную позднее в «Официальную газету»). Готье писал впечатляюще много, к 1852 году он был автором 1200 фельетонов - откликов на всевозможные художественные выставки, рецензий на балетные и оперные постановки, многочисленных путевых очерков. Авторитет Готье как художественного критика был чрезвычайно высок, однако ставшая ненавистной журналистская работа занимала почти все время, оставляя для литературного творчества лишь немногочисленные часы досуга.

Теофиль Готье с семьей. Фото 1857 года
Теофиль Готье с семьей. Фото 1857 года

Творчество Готье раннего периода - типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». В то же время, уже в этих его произведениях – стихотворениях, фантастических новеллах, появляются оригинальные, выходящие за рамки романтического стиля нотки. Так, например, Готье использовал необычные для романтиков пластические изображения пейзажа и предметов. Он стремился «показать» предмет, называя себя «человеком, для которого внешний мир существует».  Над всеми органами чувств у Готье господствует одно – зрение, а моделью для его творчества служат изобразительные искусства. Уже современники определили его поэзию как «словесную живопись».

Готье декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе, предпочитая «дикому» сельскому пейзажу преображенное его живописное изображение. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг и идеальную любовь. Готье преклонялся перед чистотой и законченностью формы, снискав себе славу блестящего, «непогрешимого», но холодного мастера. Кроме того, он был признанным адептом «искусства для искусства». Писатель боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, - говорил он, - уродливо».

Теофиль Готье. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853)
Теофиль Готье. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853)

Все это предопределило переход писателя к парнасской поэтике. Лучший стихотворный сборник Готье - «Эмали и камеи» (1852) - считается первым произведением «парнасского» стиля. В него вошло знаменитое стихотворение «Искусство», в котором поэт говорит о мастерстве, провозглашая основным достижением искусства преодоление материала:
 Ваяй, шлифуй, чекань медали.
 Твои витающие сны
 На вечной стали
 Да будут запечатлены.
Каждое стихотворение сборника действительно отточено, как драгоценный камень, но вместе с тем проникнуто искренностью - все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, переживанием.

Сборник «Эмали и камеи» был раскуплен за несколько месяцев. На этот раз справедливость восторжествовала. Купаясь в долгожданной славе, Готье раз в несколько лет переиздавал этот сборник, добавляя туда несколько новых стихотворений, в конце концов, доведя их число до 47 (первоначально в сборнике было 18 стихотворений).

Кроме поэта, критика и романиста Готье совмещал в своем лице еще и страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу и Восток (в том числе Россию), и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток» и другие).

Дружеский шарж Надара «Готье среди кошек»
Дружеский шарж Надара «Готье среди кошек»

В конце 1860 года Готье заставляет себя сесть за давно задуманный и давно обещанный роман «Капитан Фракасс». Постоянно отвлекаемый журналистскими хлопотами, он все-таки упорно печатает его из номера в номер в одном из журналов в течение 1861-1863 годов, а закончив, немедленно выпускает отдельным изданием. Авантюрный роман «Капитан Фракасс» - своего рода сюита эстампов о веке Людовика XIII, имел большой успех у читателей.

В число прозаичных произведений писателя входит несколько историко-литературных книг. Самая оригинальная из них - «Гротески» - посвящена забытым поэтам XV - XVII вв. В ней Готье дал яркие психологические образы Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и последняя его крупная работа «История романтизма». Эту книгу он посвятил своей юности, счастливым годам, проведенным в тупичке Дуайенне с друзьями, большинства из которых уже не было в живых. Его собственный срок также подходил к концу, и книгу завершить ему не пришлось. Болезнь сердца медленно, но верно источала его исполинское некогда здоровье.

Теофиль Готье
Теофиль Готье

Умер Готье 21 октября 1872 года. Конечно, большинство его фельетонов, забытые в старых газетах, безвозвратно утрачены. Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской и мировой литературе.

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов http://www.krugosvet.ru (энциклопедия «Кругосвет»), http://www.workmach.ru (он-лайн версия «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»), http://feb-web.ru (фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольлор»), а также статья Г.К. Косикова «Теофиль Готье, автор «Эмалей и Камей» (Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и Камей» // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник / Сост. Г. К. Косиков. - М.: Радуга, 1989. С. 5-28).

Изображения взяты из открытых Интернет- источников.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены