Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



30 июня 1894 г. - Юрий Александрович Завадский

Юрий Александрович Завадский
Юрий Александрович Завадский
Завадский Юрий в роли Калафа в «Принцессе Турандот»
Завадский Юрий в роли Калафа в «Принцессе Турандот»

Юрий Завадский родился в Москве. В 1913 году поступил на юридический факультет Московского университета; в то же время занимался живописью – брал уроки в школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского, а затем в школе П. И. Келина. Творческий путь Завадского, как актера и режиссера, начался в 1915 году в Студии Е. Б. Вахтангова (мансуровской студии, затем в 3-ей студии МХТ). Все, что декларировал Вахтангов, было близко Завадскому: отказ от натурализма и призыв вернуть на сцену эффектные декорации, расписной занавес, оркестр, аплодисменты. В вахтанговской студии Завадский исполнил свои первые роли: Святого Антония («Чудо святого Антония» М. Метерлинка) и принца Калафа («Принцесса Турандот» К. Гоцци). Создавая эти роли вместе с Вахтанговым, он воспринял от него стремление к изящной театральной форме, праздничности, легкости сценического представления.

Вахтангов Е. Б.
Вахтангов Е. Б.

Влияние идей Вахтангова на творческое становление молодого актера и режиссера очевидно, однако не исчерпывается только ими. С 1920 года в студии стали проходить занятия К. С. Станиславского. После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии. В 1924 году он получил приглашение, как актер, в Московский Художественный академический театр. Работа под руководством Станиславского во МХАТе над ролями Чацкого («Горе от ума»), графа Альмавивы («Женитьба Фигаро»), Трубецкого («Николай I и декабристы») открыла перед Завадским новые перспективы, дала возможность проникнуть в глубины психологического искусства, разбудив аналитический интерес к сложностям проявления человеческой души.

Станиславский К. С.
Станиславский К. С.

В 1924 году Завадский основал свою студию, реорганизованную в 1927 году в Театр-студию под руководством Завадского (руководил студией до 1936 года). Здесь он занимался созданием собственного театра, обобщая и синтезируя полученный театральный опыт, дополняя традиции театра Вахтангова традициями «художественников» в области психологического театра. Костяк нового коллектива Театра-студии Завадского составили лучшие артисты студии прежней - Р. Симонов, О. Абдулов, М. Астангов, а также вновь поступившие - В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Мордвинов, ставшие учениками молодого режиссера. Студийным дебютом стал спектакль по пьесе А. Мюссе «Любовью не шутят» (1926). В целом постановки Студии отличались броскостью театральной формы, подчеркнутой игрой в театр, безудержным озорством и экспериментаторством («Вольпоне» Б. Джонсона, 1932; «Ученик дьявола» Б. Шоу, 1933; «Волки и овцы» А. Н. Островского, 1934; «Школа неплательщиков» Вернея, 1935).

Так как у Театра-студии постоянно были проблемы с помещением, Всесоюзным комитетом по делам искусств было решено направить Завадского и его коллектив в Ростов-на-Дону. Здесь Завадский возглавил построенный в 1935 году театр им. Горького. В Ростове он поставил более двух десятков спектаклей, в том числе  пьесы «Горе от ума» А. Грибоедова (где сам исполнил роль Чацкого), «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира, «Трактирщица» Гольдони, пьесы Л. Андреева, Н. Погодина, К. Тренева и другие.

Завадский Ю. А.
Завадский Ю. А.
Вера Марецкая
Вера Марецкая

В 1940 году Завадский возвращается в Москву, где становится главным режиссером Театра имени Моссовета. В эти годы искусство Завадского достигло зрелости, выявились лучшие черты его творчества. Часто обращался к серьезной современной драматургии, героическое содержание которой раскрывалось им как задушевное, органически присущее каждому человеку (спектакли «Машенька» по пьесе А. Афиногенова, 1941; «Нашествие» Л. Леонова, 1943; «Встреча в темноте» Ф. Кнорре,  1944; «Бранденбургские ворота» М. Светлова, 1946). Он вписал яркую страницу в сценическую историю комедий Гольдони («Трактирщица», 1940; «Забавный случай», 1942) и Шекспира («Укрощение строптивой», 1938; «Виндзорские насмешницы», 1957), утверждая в постановке этих спектаклей принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральной игры.

Московский театра им. Моссовета (современный вид)
Московский театра им. Моссовета (современный вид)

С 1940 года Завадский ведет педагогическую деятельность в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (с 1947 года профессор). Будучи режиссером-педагогом по призванию, он сформировал не одно поколение актеров и режиссеров (кроме уже названных, это – М. Терехова, Г. Бортников, режиссеры И. Анисимова-Вульф, Б. Щедрин, М. Левитин, А. Бородин, Е. Гротовский и др.).

Ж.-П. Сартр, И. С. Анисимова-Вульф и Ю. А. Завадский
Ж.-П. Сартр, И. С. Анисимова-Вульф и Ю. А. Завадский

Среди лучших спектаклей, поставленных Завадским во второй половине 50-х - начале 60-х годов: «Дали неоглядные» Н. Вирты (1957), «Битва в пути» Г. Николаевой (1958), а также знаменитый спектакль «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), поставленный в жанре современного спектакля-концерта. Однако самыми значительными постановками стали «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, к которому режиссер обращался дважды в 1952 и в 1964 году (за вторую постановку Завадский удостоен Ленинской премии), и композиция по роману Достоевского «Преступление и наказание» – «Петербургские сновидения» (1969). Оба спектакля поражали грандиозностью замысла, масштабом художественного решения, полифонизмом развития действия.

Н. Мордвинов в роли Арбенина
Н. Мордвинов в роли Арбенина

Особенностью постановки «Маскарада» Завадским стало введение в спектакль фигуры Дирижера, управляющего судьбами, являющегося посредником между двумя эпохами – минувшей и настоящей. Кроме того, действующим лицом спектакля стал вальс А. Хачатуряна, специально написанный для этой постановки. Фигура Арбенина (Н. Мордвинов) впервые не была противопоставлена петербургскому высшему свету. Конфликт героя перемещался из сферы внешней во внутреннюю: Завадский сосредоточился не на отношениях Арбенина с обществом, а на трагедии человека, стремившегося к добру, но отброшенного ко злу.

В «Петербургских сновидениях», прозвучавших как творческое завещание режиссера, важнейшим было раскрытие внутреннего мира Раскольникова, развенчание его философии сверхчеловека и утверждение  правды человечности и покаяния.

Могила Ю. Завадского на Ваганьковском кладбище
Могила Ю. Завадского на Ваганьковском кладбище

Умер Юрий Александрович Завадский 5 апреля 1977 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В статье использованы материалы с сайтов http://www.mossoveta.ru (Театр им. Моссовета) и http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия Кругосвет)

Изображения взяты с сайтов http://sovsekretno.ruhttp://www.russianculture.ru и http://m-necropol.narod.ru

 




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены