Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



17 июня 1882 г. - Игорь Стравинский

Игорь Стравинский
Игорь Стравинский

И.Ф. Стравинский родился 5 июня 1882 г. по старому стилю в Ораниенбауме, в семье великого русского певца Фёдора Игнатьевича Стравинского (1843—1902), солиста Мариинского театра (Фёдор Игнатьевич был первым исполнителем партий в целом ряде русских опер, в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова). С детских лет Игорь Стравинский с увлечением занимался, как музыкой, так и живописью. Мать Анна Кирилловна пела и играла на рояле, была постоянным аккомпаниатором мужа. В доме Стравинских в Петербурге (Крюков канал, д. 6–8) собирались виднейшие деятели русской культуры - дирижер Э. Направник, балетмейстер М. Петипа, Ф. Достоевский, Н. Римский-Корсаков, артисты Мариинского театра.

Окончив в 1900 г. петербургскую гимназию Я.Г. Гуревича, по настоянию отца Стравинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. Любопытно, что в разные годы юридический факультет окончили: писатели Л.Н. Андреев, Г.А. Данилевский, П.П. Ершов, М.Н. Зощенко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Михайловский, Г.И. Успенский; художники А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Врубель, И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих; артисты В.М. Качалов, А.И. Сумбатов-Южин; русский антрепренёр С.П. Дягилев; вольнослушателем юридического факультета был и А.А. Глазунов. Обучение в Университете было завершено в апреле 1906 г. Диплома об окончании Университета Стравинский не получил, поскольку отказался от написания и защиты дипломной работы. Композитор вспоминал: «у меня столько времени уходило на занятия у Римского-Корсакова, что я едва ли мог отдавать должное другим занятиям». В семье русского композитора Н.А.Римского-Корсакова он проводил много времени, был особенно дружен с его сыновьями Андреем и Владимиром.

Дебютировал Стравинский как композитор в Петербурге 27 декабря 1907 г. по старому стилю – были исполнены вокальные сочинения Стравинского «Пастораль» и «Весна монастырская» (солистка – Е.Ф. Петренко). Первые сочинения Стравинского (вокальная сюита «Фавн и пастушка» на слова А.С. Пушкина (1907), Симфония Ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо (1908) и другие) были близки традициям «Могучей кучки», и в первую очередь – Римскому-Корсакову. 24 января 1909 г премьерное исполнение сочинения «Фантастическое скерцо» посетил С. Дягилев вместе с балетмейстером М. Фокиным. Он фактически открывает миру Стравинского.

К очередному Русскому сезону Дягилев заказал А. Лядову музыку к балету «Жар-птица», но работа не была выполнена из-за плохого самочувствия композитора. Представление оказалось под угрозой срыва. Тогда Дягилев, слышавший произведения Стравинского поверил в молодого и энергичного музыканта и предложил ему взяться за эту работу. 25 июня 1910 г. состоялась премьера «Жар-птицы» на сцене парижской «Гранд-опера». Либретто было составлено А. Ремизовым, А. Головиным, Л. Бакстом. Начиная с "Петрушки" Михаила Фокина, балета, увидевшего свет в парижском театре Шатле в 1911 году, к партитуре Стравинского в двадцатом веке обращались многие выдающиеся хореографы, такие, как Курт Йосс (1930), Морис Бежар (1977), Джон Ноймайер (1982).

Художественная атмосфера Петербурга начала века, его сближение с С.П. Дягилевым А.Н. Бенуа, Л.С. Бакстом, Н.К. Рерихом и другими представителями художественной группировки «Мир искусства» сыграла определяющую роль в развитии творческих и эстетических взглядов Стравинского. С трех первых балетов, написанные по заказу Дягилева начался русский период Стравинского (1908–19200. Русская тема его творчества была представлена в трёх различных ракурсах: сказочная в «Жар-птице» (1910), бытовая в «Петрушке» (1911) и ритуально-архаичная в «Весне священной» (1913). В самом обращении Стравинского к жанру балета – в противовес опере, доминировавшей в веке, была видна позиция композитора нового времени. Сам Стравинский по этому поводу говорил: «Опера – это ложь, претендующая на правду, а мне нужна ложь, претендующая на ложь».

С 1910 г. Стравинский подолгу жил в Швейцарии, хотя большая часть сочинений русского периода, была создана в Устилуге. В 1914 г., собирая материал для «Свадебки», он в последний раз был в Устилуге, откуда, минуя Петербург из-за начинавшейся войны, возвратился в Швейцарию. С этого времени композитор оказался оторван от Родины навсегда. В поздние годы он неоднократно подчеркивал, что эмигрировал из царской России, и было это главным образом связано с болезнью жены, Е.Г. Стравинской, вынужденной лечиться в Швейцарии. Годы Первой мировой войны Стравинский прожил в Швейцарии - в Кларане, Морже, Монтрё и других небольших городках.

Самый протяжённый по времени этап его деятельности - период неоклассицизма Стравинского (1920–1953)- начинается с момента создания балета «Пульчинелла» (1920), целиком построенного на свободной обработке музыкальных тем старинных композиторов, главным образом Дж. Перголези. Говоря о «Пульчинелле», Стравинский констатировал, что это был его «первый намеренный рейд в прошлое». Новый постулат его творчества – ретроспективное обращение к принципам музыкального мышления, композиционным приёмам, жанрам европейской музыки главным образом эпохи барокко, отчасти позднего Возрождения и раннего классицизма

В 1920 г. композитор с семьёй (к этому времени у него было уже четверо детей) переехал в Париж, где прожил до 1939 г. В 1925 г., с момента первой гастрольной поездки по США) началась интенсивная дирижёрская деятельность Стравинского. Он всегда протестовал против исполнительских интерпретаций своих сочинений. В статье «Несколько мыслей по поводу моего Октета», композитор отмечает: «Интерпретировать произведение – значит создавать его портрет; мне же необходимо исполнение моего сочинения как таковое, а не его портрет». Важно, что Стравинский записал, по всей видимости, все свои сочинения в собственном исполнении – в качестве пианиста и дирижёра.

В 1939‑й году в течение нескольких месяцев скончались старшая дочь, жена и мать Стравинского. Эти трагические события, как и начинавшаяся вторая мировая война, вынудили его переехать в США, где он остался уже до конца жизни. В том же году композитор получил приглашение на чтение курса лекций в Гарвардском университете – позже они вышли отдельным изданием под названием «Музыкальная поэтика». Стравинский поселился в Голливуде, где приобрел виллу, почти до самой смерти являвшуюся местом его постоянного пребывания.

Фонтан 'Стравинский' Центр 'Помпиду', Париж, Франция
Фонтан "Стравинский" Центр "Помпиду", Париж, Франция

В 1953 г. в творчестве Стравинского, перешагнувшего 70‑летний рубеж, произошла новая творческая переориентация: он обратился к так называемой додекафонии – двенадцатитоновой технике письма, основанной на неизменной повторности на протяжении сочинения (или его отдельных частей) заранее определённой композитором серии – фактически «сконструированной» последовательности звуков.

Последние пять лет жизни Стравинский был лишён физической возможности сочинять, многие замыслы остались неосуществлёнными. В последние годы Стравинский пишет много духовной музыки и часто обращается к ветхо- и новозаветным текстам: «Священное песнопение» (1956), «Плач пророка Иеремии» (1958), кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961), мистерия «Потоп» (1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (1963) и др. В 1964 г. он создает суровую, полную сочувствия «Элегию» для голоса и трех кларнетов памяти трагически погибшего президента Джона Кеннеди; пишет ряд сочинений памяти уходящих друзей.

В 1962 г. после почти пятидесятилетнего перерыва композитор посетил Россию, дал несколько авторских концертов в Москве и Ленинграде, встречался с творческой интеллигенцией.

«Мэтр из Ораниенбаума», как называл Стравинского один из его друзей, всю жизнь работал по 12–15 часов в сутки. Среди частых упреков в его адрес наиболее популярными были: «Протей в музыке», «композитор тысячи лиц», «музыкальный хамелеон». Шесть десятилетий продолжался творческий путь Стравинского, в течение которого им было написано около 150 произведений в самых разнообразных музыкальных жанрах, включая сочинения для музыкального театра, оркестровые и инструментальные сочинения, хоровую и вокальную музыку и многое другое.

Стравинский прожил самую долгую жизнь среди европейских композиторов-классиков. Он скончался 6 апреля 1971 г. - за несколько месяцев до своего 90‑летия, в Нью-Йорке, похоронен в Венеции, в греческой, православной части кладбища, расположенного на острове Сан-Микеле – здесь в 1929 г. был погребён и С.П. Дягилев. Огромный архив и личная библиотека композитора в 1983 г. были куплены на аукционе швейцарским меценатом и дирижёром Паулем Захером и в настоящее время находятся в Базеле, в фонде, носящем его имя.

Игорь Стравинский писал: «Музыка – сила осмысливающая, организующая, дающая строй материи и духу. Без музыки мы в хаосе. Она – гигиена духа. Сотворение мира, по-видимому, происходило под музыку. <…> Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем. <…> музыка имеет больше измерений, чем живопись».




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены