Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



7 июня 1848 г. - Поль Гоген

Поль Гоген
Поль Гоген
Поль Гоген
Поль Гоген

Мало у кого из художников XIX  века была столь романтическая биография. Поль Гоген родился в Париже, но провел детство в Перу, куда после неудавшегося антимонархического переворота вынуждена была переехать его семья. В юности Гоген был матросом – сначала служил в торговом флоте, бороздил моря Атлантики, побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании. Затем поступил на службу во французский военно-морской флот и продолжил свои путешествия по просторам от Средиземного моря до Полярного круга. Вернувшись в Париж, будущий художник успешно работал биржевым маклером. В 1873 году женился на датчанке Мэтт-Софи Гад. С годами его положение в обществе только укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. Все было успешно, и казалось, что жизнь предопределена на много лет вперед.

'Женщина, держащая плод (Куда идешь?)'. 1893 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Женщина, держащая плод (Куда идешь?)". 1893 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Гоген. 'Автопортрет '
Поль Гоген. "Автопортрет "

Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было только хобби, которому он отдавал все свое свободное время. Но постепенно он стал задумываться над тем, чтобы полностью посвятить себя живописи. Биржевой кризис 1882 года определил выбор в пользу искусства. Гогену было 35 лет. Он сознательно променял карьеру успешного коммерсанта на судьбу отвергаемого, неимущего художника. Его брак распался, а жизнь превратилась в непрекращающуюся борьбу за выживание. Но для его живописи именно это время стало переломным.

«Видение после проповеди».1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
«Видение после проповеди».1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Как почти все постимпрессионисты, Гоген начал с импрессионизма, но вскоре от него отошел. В поисках собственного стиля он ориентировался на «таинственный центр мысли» (в то время как импрессионисты творили «в сфере, доступной глазу»). Это не значит, что Гоген отрекался от созерцания натуры, но он не хотел подчинить ей свою мысль: он натуры надлежало брать только доминирующие элементы и пользоваться ими самовластно, синтезируя, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Именно так поступали, по мысли Гогена, древние египтяне, так делают японцы и «примитивы».

'У обрыва'. 1888 г. Музей декоративного искусства, Париж
"У обрыва". 1888 г. Музей декоративного искусства, Париж

Гоген сознательно стремился к выработке живописной системы, основанной на гармонии чистых цветов. Система получила название – синтетизм. К этому новому методу художник пришел, работая во второй половине 80-х гг. в бретонском местечке Понт-Авен. Здесь у него образовался кружок последователей: синтетисты, они же Понт-Авенская школа, они же будущие «набиды». Гоген учил их писать большими цветовыми плоскостями, интенсивно окрашенными, как цельные куски цветного стекла, с ясно выраженными ритмическими силуэтами. Декоративная организация полотна призвана стать символом переживания художника, пластическим эквивалентом этого переживания, языком Идеи («Видение после проповеди», 1888).

«Ноа Ноа». 1894 г. Цветная гравюра по дереву.
Частное собрание, Мюнхен
«Ноа Ноа». 1894 г. Цветная гравюра по дереву. Частное собрание, Мюнхен

В 1888 году Гоген в течение двух месяцев работал в Арле вместе с Винсентом Ван Гогом. Его он тоже старался сделать своим последователем, внушая ему идеи синтетизма. Но Ван Гог оказался неподатлив, хотя и восхищался своим старшим товарищем. Они творили и яростно спорили («Кафе в Арле», 1888). Их совместное проживание драматически оборвалось: Ван Гога постиг первый приступ психической болезни, его поместили в больницу, а Гоген уехал.

'Жена короля'. 1896 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
"Жена короля". 1896 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Несколько лет Гоген провел в разъездах между Парижем и Бретанью, но его уже манили новые горизонты. В сорок с лишним Поль Гоген покинул цивилизованное общество ради жизни в девственных тропиках на Таити. «Райский уголок» Океании принес Гогену новые испытания, там он болел, голодал, даже покушался на самоубийство. И все же, после кратковременного возвращения во Францию, вновь уехал на Таити и провел там еще семь лет.

«А, ты ревнуешь!»
«А, ты ревнуешь!»

Экзотический край, куда художник бежал от опостылевшего цивилизованного мира, оказался благодарной почвой для реализации его художественных идей. Время, проведенное в Океании, было самым плодотворным в творчестве Гогена: он создает картины и скульптуры, пишет автобиографическую книгу "Ноа-Ноа". Его живопись становится по-настоящему музыкальной, именно теперь Гоген становится великим колористом. Тона его полотен передают ощущение блаженного жара тропиков, где человек и природа неразделимы («Жена короля», «Женщина, держащая плод», «А, ты ревнуешь!»). Но мир девственного человечества у Гогена великолепен, но не безоблачен: над ним реют смутные угрозы и страхи – перед Тайной, перед Неведомым, перед темными идолами, стерегущими живых («Дух умерших бодрствует», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»), и тогда в палитре художника появляются зловещие лиловые и темно-зеленые цвета.

«Никогда». 1897 г. Институт Варбурга и Курто, Лондон
«Никогда». 1897 г. Институт Варбурга и Курто, Лондон
«Дух умерших бодрствует». 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
«Дух умерших бодрствует». 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
'Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?'. 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?". 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон

Путешествия Гогена на острова Полинезии и жизнь среди туземных племен окружили его имя легендой. Гоген полностью погрузился в этот неведомый внеевропейский мир, разделяя его образ жизни и отчасти усваивая творческие принципы «примитивов». Он был очарован вольной простотой жизни маори, «одновременно животной и человеческой», их бескорыстием и доверчивостью, естественной величавой грацией мужчин и женщин.  Таитянские циклы - вершина творчества художника; в них он воплотил свою мечту об идеальном совершенном мире.

Поль Гоген умер 8 мая 1903 года на острове Доминика (Маркизские острова).

Статья подготовлена:
по материалам книги Н.А. Дмитриевой «Искусство Франции XIX века» («Краткая история искусств») и материалам сайта «Импрессионизм в сети» (
http://impressionnisme.narod.ru)
Изображения взяты с сайта
http://impressionnisme.narod.ru




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены