Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



20 мая 1709 г. - Яков Штелин

Яков Штелин
Яков Штелин
Яков Штелин
Яков Штелин

20 мая 1709 года в Швабии (Южная Германия), в городе Меммингем родился Яков Штелин (Stählin) - литератор, переводчик, историк русского театра, балета, музыки и изобразительного искусства. Он закончил Лейпцигский университет, получил знания в области нумизматики и изобразительных искусств. Среди многих достоинств подающего большие надежды молодого человека всеми отмечалось его редкое умение рисовать гравюры и придумывать к ним краткие и выразительные надписи.

В 1735 году 26 летнего юношу выписывают в Россию "для словесных наук и аллегорических изобретений для фейерверков, иллюминаций и медалей". В России того времени чрезвычайно любили символы и аллегории: российские академики участвовали в подготовке официальных торжеств, придумавали, как лучше устроить фейерверк и сочинить витиеватую надпись к портрету царствующей особы. Академики вдохновенно творили миф - в гравюры и эмблемы так или иначе вкладывалась мечта о совершенном человеке - мудром, милосердном и к тому же наделенном достаточной силой и властью, чтобы своей мудростью переустроить мир. Яков Яковлевич устраивал фейерверки, писал стихи на немецком языке и придумывал новые аллегории для прославления российских монархов.

Обложка книги Якова Штелина
Обложка книги Якова Штелина
Обложка книги Якова Штелина
Обложка книги Якова Штелина

В 1738 г. Штелин был сделан профессором "элоквенции и поэзии", а в 1741 г. принял руководство основанным при академии художественным департаментом. В 1743 г. ученый составил на немецком языке описание коронации императрицы Елизаветы Петровны, с приложением гравюр, исполненных под его смотрением мастерами департамента. Когда департамент в 1747 г. был преобразован в Академию изящных искусств, состоящую при Академии Наук, управление этим учреждением было поручено Штелину. Он выписывал из-за границы учителей, подбирал для них состав способных учеников и особенно заботился об усвоении рисунка. Благодаря этим стараниям, гравирование в академии сильно двинулось вперед: были выгравированы план Петербурга на 9 листах, виды Петербурга, Царского Села и Ораниенбаума, портреты императрицы и великого князя Петра Федоровича и изображения всех иллюминаций и фейерверков, бывших при разных торжественных случаях.

Фасады академии наук XVIII в. Гравюра и рисунок И.Я. Шумахера. РГАДА
Фасады академии наук XVIII в. Гравюра и рисунок И.Я. Шумахера. РГАДА

Штелин прожил в Петербурге 50 лет, прекрасно говорил, читал и писал на русском. Он фактически стоял во главе медальерного дела в России и собственноручно выполнил около 200 проектов медалей, о чем свидетельствуют документы из его фонда в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. В 1742-45 Штелин был воспитателем великого князя Петра Федоровича (впоследствии императора Пётр III); в 1745-47 и 1754-62 - его библиотекарем. С 1766 Яков Штелин являлся Членом Вольного экономического общества.

Его называли представителем раннего просвещения в России. Он занимался многообразной деятельностью. 20 мая 1742 года в Москве во время празднования коронации Елизаветы Петровны была поставлена опера по либретто Штелина «Милосердие Титово»  - и повторена годом позже в Петербурге. Штелин - изобретатель первого русского карманного календаря. 18 февраля 1760 г. в письме Президенту Академии наук и художеств К.Г.Разумовскому он сообщает об одобрении его императорским высочеством (наследным принцем Карлом Петром Ульрихом, будущим императором Петром Ш) образца маленького карманного календаря. Штелин также составил "русский календарь на французском языке" по просьбе иностранцев, не знающих ни русского, ни немецкого языка. Штелин надеялся, что карманный календарь послужит также доказательством работы Гравировальной палаты.

Фасады Императорской библиотеки и Кунсткамеры на восток. Не позднее 1737 г. Гравюра Г.Качалова.
Фасады Императорской библиотеки и Кунсткамеры на восток. Не позднее 1737 г. Гравюра Г.Качалова.
Дворцовый продовольственный склад на берегу Фонтанки. Сер. XVIII в. Гравюра. ГНИМА им. А.В. Щусева
Дворцовый продовольственный склад на берегу Фонтанки. Сер. XVIII в. Гравюра. ГНИМА им. А.В. Щусева

Написанный Штелиным труд "Музыка и балет в России" - первое музыковедческое исследование в России XVIII века. В 1767 г. Штелин издал в двух частях свои записки "Известия о художествах России" - своеобразную энциклопедию русского искусства XVIII века: в них собраны известия о живописи, скульптуре и архитектуре, гравировании, мозаике, шпалерах, медальерном искусстве фейерверках и иллюминациях. Эта работа первым опытом создания истории русского искусства. Записки Штелина интересны и как свидетельство человека, тесно связанного с художественной жизнью эпохи, историка и знатока искусств, коллекционера, поэта, ученого, своим талантом, обширными знаниями и многообразной деятельностью способствовавшего развитию искусств в России.

Вид павильона Монплезира в Петергофе. Литография.
Вид павильона Монплезира в Петергофе. Литография.

Немецкий ученый стал автором первого в истории собрания анекдотов о царе Петре I. В 1786 год, в Санкт-Петербурге. в типографии Б. Л. Гека вышла книга Штелина "Подлинные анекдоты о Петре Великом". Во времена Штелина анекдотом называли не смешные, а характерные истории, в которых отражался темперамент и привычки героя. Помимо воспоминаний И.Ю. Трубецкого, А.П. Бестужева, и И.А. Черкасова, Штелин коллекционировал рассказы придворных лекарей, бывших денщиков Петра, купцов, дипломатов. К концу жизни Яков Яковлевич собрал 142 анекдота. Они были изданы на немецком языке в Лейпциге в 1785 году - уже после его смерти. Первое российское издание "Подлинных анекдотов о Петре Великом" вышло с некоторыми купюрами: было выброшено около дюжины историй, где монарх говорил или действовал не очень подобающим для высокопоставленного лица образом.  После появления его книги Россия переживает настоящий петровский "бум". Увлеченные примером Штелина, все стали издавать и собирать повествования о жизни царя. В России читают рассказы Голикова, Нартова. Поиск всевозможных передержек и неточностей в текстах Штелина станет хорошим тоном для всякого историка, занимающегося петровским временем и его биографией - вымысла в "Подлинных анекдотах ..." нередко обнаруживается больше, чем фактической правды.

Штелин умер в Санкт-Петербурге в 1785 г. После него осталось огромное количество рукописей и бумаг всякого рода, а также собрание русских гравюр XVIII столетия, по большей части в пробных и единственных оттисках. Это собрание почти целиком поступило от наследников Штелина в древнехранилище М. Погодина, а из него - в Императорскую Публичную Библиотеку.

Использованы фотоматериалы сайта http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/300spb/64.shtml




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены