Предыдщуй месяц    Декабрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



29 апреля 1727 г. - Жан-Жорж Новерр. Международный день танца

Жан-Жорж Новерр. Международный день танца
Жан-Жорж Новерр. Международный день танца
Жан-Жорж Новерр
Жан-Жорж Новерр

"Что  такое  танец?  Это  движение.  Что  такое движение? Это выражение ощущения.  Что  такое  ощущение?  Реакция  человеческого   тела,   вызванная впечатлением или идеей, воспринятыми психикой. Ощущение  - это реверберация, распространяющаяся на тело, от попадания впечатления в психику", писала создательница так называемого серпантинного танца Лои Фуллер в начале XX века.

29 апреля 1727 года в Париже родился Жан-Жор Новерр (Noverre, Jean-George) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Он был учеником балетмейстера Луи Дюпре, дебютировал в качестве танцовщика в 1743.

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) как танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, объединённый единым действием или настроением. Затем во Франции расцветает придворный балет - пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры - комедия-балет, опера-балет, для которых специально пишется  музыка, делаются попытки её драматизировать.

Жан-Жорж Новерр
Жан-Жорж Новерр"
Известный танцовщик XVIII  века Гаэтан Вестрис в одной из балетных ролей
Известный танцовщик XVIII века Гаэтан Вестрис в одной из балетных ролей

Во времена Новерра балет входил в состав оперы – хореограф пришел к мысли о создании независимого танцевального спектакля с серьезной тематикой, развивающимся действием и действенными характеристиками. В своем манифесте нового искусства Новерр писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы». Новерр был решительно против чаконы – сценического танца, использовавшегося в старинных операх и балетах: «Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией «пробегала» м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…»,- писал хореограф.

Русская танцовщица Андреянова Е.И. во время гастролей в Лондоне
Русская танцовщица Андреянова Е.И. во время гастролей в Лондоне
Галина Уланова на репетиции
Галина Уланова на репетиции

Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима. До половины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках. В это время сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете "Medеe et Jason". У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. Для старинной пантомимы Новерр брал весьма сложные сюжеты; напр. сюжет "Семирамиды" Вольтера. Подобного рода пантомимы имели до 5 актов.

Разработанные Новерром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника, были впервые  высказаны  в работе 1759 года «Письма о танце и балетах». В России этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.

Эдгар Дега 'Голубые танцовщицы'
Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"
Фестиваль фламенко в Испании
Фестиваль фламенко в Испании

Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. К штудгартским премьерам (с 1762)  музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, в Вене  (1767–1776) сотрудниками хореографа были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер, Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре "Друри-Лейн".  Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Основываясь на эстетике французских просветителей – Вольтера, Дидро, Руссо - он создал спектакли, содержание которых раскрывается в драматически выразительных пластических образах.

Питер Брейгель 'Крестьянский танец'
Питер Брейгель "Крестьянский танец"
«Халео». Худож. Дж.С. Сарджент
«Халео». Худож. Дж.С. Сарджент

Умер Новерр в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810. Реформы создателя действенного балета (ballet d'action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц - не потеряли значения и в наши дни. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения по решению ЮНЕСКО с 1982 года объявлен Международным днем танца.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены