МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
11 августа 1337 г. - Троицкий монастырь11 августа 1337 г. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позднее ставший Троице-Сергиевой лаврой. Согласно Житию (жизнеописанию) святого, созданному его младшим современником Епифанием Премудрым, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в г. Радонеж, центр небольшого удельного княжества, под покровительство великого московского князя. С юных лет Варфоломей чувствовал склонность к отшельническому монашескому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг и осуществил свое намерение только после их смерти. Похоронив родителей в Хотьковском Покровском монастыре, Варфоломей и его брат Стефан, уже принявший монашество, удаляются в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него находят место для уединенной обители. На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья "церковь малу" да келью. Не выдержав тягот отшельнической жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата, теперь уже монаха Сергия, в одиночестве. Однако уже через год сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения. Автор Жития Сергия, помимо тягот и лишений, которые терпели обитатели монастыря, описывает многие чудеса и предсказания, предвещавшие превращение скромной обители, где "блаженная скудность бьыа источником сокровищ", в самую богатую и знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру. Многие живописные и резные иконы воспроизводят описанное в Житии явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, когда она обещала свое вечное покровительство основанной им обители в художественных произведениях более позднего времени получил отражение сюжет "Видение птиц преподобному Сергию" дабы рассеять сомнения стремившегося к отшельничеству преподобного Сергия, которого огорчало увеличение численности братии, Богоматерь послала ему видение множества птиц как символ множества его учеников и последователей. Как выглядел Троицкий монастырь в XV-XVI вв. можно только предполагать. Время и пожары лишили нас возможности видеть его древние деревянные сооружения. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен во время набега хана Едигея. Обитатели его во главе с учеником и преемником преподобного Сергия игуменом Никоном успели уйти в леса, и уже через несколько лет по их возвращении монастырь был восстановлен. Игумен Никон, пользуясь покровительством великих московских князей, вел активную хозяйственную деятельность, закладывая основу экономического и политического могущества Троице-Сергиева монастыря. Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования и привилегии от великих князей, а с XV в. сюда регулярно стали поступать денежные, земельные и другие вклады от представителей различных слоев населения. На одно из таких пожертвований от сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского, крестника преподобного Сергия, согласно преданию, был построен самый древний из сохранившихся памятников архитектурного ансамбля монастыря - белокаменный Троицкий собор. Он воздвигнут в 1422 г. "в похвалу" преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых мемориальных памятников России. Древнерусские зодчие возвели строгий и лаконичный по форме, сдержанный по декору храм, неудержимо каждой своей линией рвущийся ввысь. Этот небольшой, но величественный и монументальный собор, созданный в традициях раннемосковского зодчества, как нельзя более созвучен суровому времени, в которое жил преподобный Сергий, его аскетизму и просветленности, чистой и высокой идее единства и всеобъемлющей любви, которой он посвятил монастырь. В древности, когда вход в монастырь был с западной стороны, Троицкий собор встречал пришельца почти у самых ворот, подобно самому игумену Сергию. Теперь, по прошествии более чем пяти веков, мы входим в монастырь с противоположной стороны, с востока, и кажется символичным, что наш путь к Троицкому собору, сердцу монастыря, лежит через всю его территорию, как сквозь всю его историю, сквозь все эти пять веков, оставивших замечательные памятники в его архитектурном ансамбле. Для украшения интерьера Троицкого собора были приглашены мастера во главе со знаменитыми живописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. К сожалению, созданные ими фрески не сохранились, в XVII в. они были записаны новыми. Но иконостас собора до сих пор украшают 40 икон работы мастеров XV в. Для этого храма Андрей Рублев написал икону "Троица", известную сейчас во всем мире, ставшую одним из символов древнерусской культуры. (С 1929 г. икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.) Царские врата в центре иконостаса, украшенные серебряным золоченым чеканным окладом, пожертвованы в монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым. В Троицком соборе находится главная святыня - мощи преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в серебряной чеканной раке, выполненной в XVI в. мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по приказу царя Ивана IV Грозного. Над ракой возвышается серебряная сень, подаренная в XVIII в. царицей Анной Иоанновной. Здесь крестили своих детей великие московские князья и русские цари, сюда приходили они за благословением перед началом и по завершении важных государственных и семейных дел.В XV в. во времена ожесточенной феодальной войны за великокняжеский престол, несмотря на попытки монастыря умиротворить враждовавших друг с другом потомков Дмитрия Донского, именно здесь был схвачен, а затем отвезен в Москву и ослеплен своими противниками великий московский князь Василий II, внук князя Дмитрия, получивший после этого прозвание Темного. С южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь, построенная в 1548 г. над гробом игумена Никона, который тоже был причислен к лику святых и прозван Радонежским. Так в архитектуре была подчеркнута духовная связь его с основателем монастыря преподобным Сергием. Эта идея единства и преемственности позже нашла отражение в изобразительном и прикладном искусстве: в иконописи, в шитье, в гравюрах XVIII в. К концу XV столетия объединение русских княжеств уже приносило свои плоды не только в сфере политики и экономики, но и в развитии художественной культуры. Москва впитывала и перерабатывала все лучшее, что было достигнуто в других землях. И не случайно, что для строительства новой звонницы в обители преподобного Сергия, горячего сторонника единства Руси, были приглашены мастера из далекого Пскова. В 1476 г. они поставили небольшую церковь Сошествия Святого Духа, в основании главы которой размещались колокола. Звонница Духовской церкви долгое время служила вышкой для наблюдения за окрестностями. В тиши этого скромного камерного храма Иван IV Грозный отмаливал страшный грех после смерти своего сына Ивана, которому он в порыве гнева нанес смертельный удар. Эту свою тайну доверил грозный царь, в числе немногих, настоятелю и келарю Троицкого монастыря. Отношения Ивана IV с Троице-Сергиевым монастырем были достаточно сложными и противоречивыми, как и его отношения вообще с церковью. Царь уличал монахов в несоблюдении монастырских уставов, предпринимал попытки ограничить землевладение монастырей; среди замученных и казненных в "опричной столице" Александровой слободе (что всего в нескольких километрах от Сергиева монастыря) был и троицкий монах, затравленный медведями. Насильно постриженные по воле царя неугодные ему бояре были и в числе иноков монастыря. В то же время Иван Грозный часто посещал Троице-Сергиев монастырь, делал многочисленные ценные вклады, при нем троицкие игумены получили титул архимандритов - "первейших среди всех монастырей". По приказу и на средства Ивана IV строится самый большой пятиглавый Успенский собор монастыря (1559-1585 гг.). Почти во всех русских монастырях были храмы, посвященные Богоматери, считавшейся покровительницей Руси. Храм Троицкого монастыря посвящен празднику Успения Богоматери. Строгий и массивный собор занял в центре монастыря большую часть пространства, освободившегося после перенесения к стене ограды размещавшихся здесь ранее деревянных келий. Конец XVII в. ознаменовался в истории архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря строительством Трапезной палаты с церковью преподобного Сергия (1686-1692 гг.) и Царских чертогов (дворцового здания). Эти нарядные, внушительные по размерам (около 86 м в длину) сооружения оформили центральную часть монастыря с юга и с севера. Троице-Сергиев монастырь, общепризнанно наипервейший в стране, часто посещаемый царской семьей, издавна имел специальные царские и царицыны палаты. В конце XVII в. для приема высоких гостей был построен настоящий дворец - Царские чертоги. Одновременно с сооружением Трапезной и Чертогов, возможно, теми же мастерами была построена над источником у юго-западного угла Успенского собора маленькая Надкладезная часовня . В 90-е годы XVII в. главный вход в монастырь украсила надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.). Стиль барокко, расцветший в России в XVIII в., оставил свой след и в архитектуре Троице-Сергиевой лавры. В 1745-1748 гг. на средства фаворита царицы Елизаветы Петровны графа А.Г.Разумовского была построена церковь в честь Смоленской чудотворной иконы Божией Матери. Смоленская церковь напоминает изящные павильоны парковых ансамблей XVIII в., а венчающая ее миниатюрная главка - замысловатую прическу придворной дамы. В XIX в. стены церкви были покрыты сюжетной росписью, а в 1856 г. на месте утраченного иконостаса был установлен близкий по времени и архитектуре иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы с Пятницкой улицы. Иконостас, украшенный сложной золоченой резьбой, относится к числу лучших образцов середины XVIII в. Особенно искусны Царские врата сквозной резьбы с объемными изображениями Евангелистов. Традиционные образы Христа и Богоматери по сторонам врат вырезаны по контуру фигур и выдвинуты вперед. Стройная голубая, с белой отделкой Смоленская церковь прекрасно гармонирует со стоящей рядом колокольней, которая была заложена почти одновременно с ней, но завершена на двадцать лет позже. Величие и слава русских монастырей часто связывались в восприятии современников с высотой и красотой их колоколен. С этой точки зрения, колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740-1770 гг.) стала достойным символом ее значимости в истории страны. Пятиярусная колокольня Лавры - один из лучших в России памятников архитектуры XVIII в. Стройность ее подчеркивают многочисленные белые колонны, ярко выделяющиеся на фоне голубых стен. Широкие арочные проемы ярусов, изящные архитектурные вазоны и колонки балюстрад придают ее облику легкость и воздушность. При этом колокольня монументальна и устойчива благодаря массивному нижнему ярусу, оформленному фронтонами с белокаменными резными картушами, в которые вписаны царские монограммы. Необычайно величественно несет колокольня свою главу в виде фигурной чаши с императорскими коронами. Ослепительно сияет ее золото на ярко-синем бархате летнего неба. Десятки колоколов, среди которых самые древние "Никоновский" (1420 г.) и "Лебедь" (1594 г.), дар Бориса Годунова, оглашают окрестности. В 1792 г. рядом с колокольней поставили обелиск из дикого камня, на котором установили солнечные часы и четыре овальные доски с текстом, напоминающим посетителям о роли обители в "сохранении Отечества". Автором текста был сам митрополит Платон. Колокольня Лавры, самая высокая в России (более 87 м), стала архитектурным центром, объединившим все разновременные и разнохарактерные постройки монастыря. Она стала заключительным "аккордом" изумительной архитектурной "симфонии" - ансамбля Троице-Сергиева монастыря, в котором каждый памятник имеет свою неповторимую "партию", подчеркивая своей индивидуальностью особенности находящихся рядом с ним сооружений. В XIX - начале XX в. в Троицком монастыре производились лишь различные переделки и делались попытки приспособления их под те или иные нужды, что искажало вид древнего ансамбля. Только благодаря широкомасштабным реставрационным работам 40-60-х годов XX в. уникальные памятники были освобождены от искажавших их новоделов. В 1993 г. архитектурный ансамбль монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
|
(с) 2024 Все права защищены |