Предыдщуй месяц    Апрель    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



6 апреля 1911 г. - Первый спектакль «Русского балета С.П. Дягилева»

Первый спектакль «Русского балета С.П. Дягилева»
С.П. Дягилев

«Чего он хотел? Три определенные вещи: открыть Россию России; открыть Россию миру; открыть мир - новый - ему самому. И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмелился сказать - через танец». Р.Брюссель, «Перед феерией», 1930.

Дягилев с няней. Художник- Л.Бакст. 1906.
Дягилев с няней. Художник- Л.Бакст. 1906.
С.П. Дягилев
С.П. Дягилев

«Русский балет» стал одним из главных эпизодов жизни и деятельности Сергея Павловича Дягилева, мецената, пропагандиста русской культуры, вдохновителя и организатора творческого объединения и журнала "Мир искусства", художественных выставок и оперных концертов. Знаменитый танцовщик Сергей Лифарь в книге «Дягилев и с Дягилевым» писал: «Он умел не только организовывать художественное творчество, соединять людей искусства, создававших неожиданное для них самих, но…сам был участником, сотрудником этого неожиданного творчества…дягилевская печать лежит на всех произведениях, вызванных им к жизни и сплоченных им художников, создававших новую эпоху в искусстве, во всех его областях». Прозорливость Дягилева позволяла ему угадывать в человеке художественный гений, гениальную сущность, своим огнем он зажигал, вызывал, поддерживал и развивал в художнике скрытое пламя.

В его труппе, созданной на основе Русских сезонов, работали хореографы М. Фокин и Л. Мясин, Дж. Баланчин; композиторы К.Дебюсси, М. Равель и И. Стравинский; художники Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс; танцовщики из Мариинского и Большого театров Анна Павлова, Вацлав и Бронислава Нижинские, М. Кшесинская, сестра русского философа Льва Карсавина Т. Карсавина. Монте-Карло оставалось до последнего дня существования «Русского балета» его постоянной резиденцией, где шла вся подготовительная работа, писались декорации, обсуждались и решались все художественные вопросы, проводились репетиции и уроки. Художник дягилевской труппы Бенуа впервые предложил использовать современное балетное трико вместо принятого в театре костюма. "Русский балет Дягилева" просуществовал 18 лет, путешествуя по Европе, США, Южной Америке.

С.П. Дягилев
С.П. Дягилев
С. Алипов. Дягилев. 1997. Бронза
С. Алипов. Дягилев. 1997. Бронза
Издание Государственного русского музея. СПб: Palace Editions, 2001.
Издание Государственного русского музея. СПб: Palace Editions, 2001.

Постичь глубину обаяния, которой только может достигать хореография, можно было по импрессионистичному спектаклю «Призрак розы» М.М. Фокина на музыку К. М. Вебера.  Вацлав Нижинский танцевал роль души цветка, аромата лепестков, ворвавшегося в комнату девушки, задремавшей с розой в руках, и улетучившегося за окном. Жан Кокто так описывал финал: «Нижинский исчезает в окне прыжком столь патетическим, стол отрицающим законы равновесия, что никогда теперь летучий запах розы не коснется меня без того, чтобы не вызвать с собой этот неизгладимый призрак». Эмблемой "Русских сезонов" стал балет И. Стравинского «Петрушка» – скульптура этого героя впоследствии была установлена на могиле Вацлава Нежинского на монмартском кладбище. "Самодовольный Арап весь развернут наружу. Несчастный забитый, запуганный Петрушка - весь съежился, ушел в себя. Взято из жизни для самой нежизненной кукольной пантомимы. Кукольные движения на психологической основе", - объяснял характеры своей постановки Михаил Фокин. Русские танцовщики, должно быть, сами не осознавали мистического характера своих танцев…

С.Дягилев. Рисунок Пабло Пикассо. Рим, 1917.
С.Дягилев. Рисунок Пабло Пикассо. Рим, 1917.
Вацлав Нижинский
Вацлав Нижинский
С.П. Дягилев
С.П. Дягилев

Ничто не раздражало великого импресарио больше, чем взгляд на Россию, как на странную, экзотическую страну, не дающую любопытным взорам запада ничего, кроме живописного базара. Западом «Русский сезон» был принят как откровение, как самое крупное событие в мире художественной жизни начала XX века. В Дягилеве было сильно сознание, что красота в искусстве не зависит от его формы, но что только в современной форме люди воспринимают красоту. Когда русская колония обвинила его в нарушении классической традиции балета, в одном из редких писем в печатные издания Дягилев высказал страстное убеждение, что искусство никогда не должно вырождаться в форму классицизма, а должно развиваться как живой организм, находя для новых мыслей, открытий человеческого интеллекта роста новые, свежие средства выражения. Дягилев поставил проблему танцевальной и балетной эстетики, благодаря ему родилась балетная критика – появились талантливые философы и критики танца, такие, как А.Волынский, А. Левинсон.

С. Лифарь отмечает, что важнейшей чертой труппы был выход из русской замкнутости - до 1912 года русский балет был только русским. Дягилев обращается к иностранцам: Жан Кокто пишет либретто для «Голубого бога», Дебюсси- музыку к «Фавну», Равель - к балету «Дафнис и Хлоя».

Жан Кокто. Афиша Русского балета Сергея Дягилева. Сезон 1911 года (изображена Тамара Карсавина).
Жан Кокто. Афиша Русского балета Сергея Дягилева. Сезон 1911 года (изображена Тамара Карсавина).
Рисунок Юс. Б. (Ю.Д. Беляев). Дягилев - триумфатор. Журнал 'Петербургский дневник театрала', 1904.
Рисунок Юс. Б. (Ю.Д. Беляев). Дягилев - триумфатор. Журнал "Петербургский дневник театрала", 1904.
С.П. Дягилев
С.П. Дягилев

Смерть С. П. Дягилева в августе 1929 года, по словам одного из критиков, означала концовку целого направления в искусстве. У его могилы, которая находится рядом с могилой И. Стравинского на острове-кладбище Сен-Мишель, по-прежнему собираются почитатели, оставляющие там красные розы и изношенные балетные туфли. Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитие мирового балета. Дж. Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классиком американского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены