Предыдщуй месяц    Сентябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930



17 марта 1856 г. - Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель

В 2006 году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося художника серебряного века Михаила Александровича Врубеля.

М.Врубель. 'Автопортрет', бумага, уголь, 35,5х29,5, 1904, Москва, Третьяковская галерея
М.Врубель. "Автопортрет", бумага, уголь, 35,5х29,5, 1904, Москва, Третьяковская галерея

В 70-х годах XIX века в живописи шли поиски новых средств выразительности, новых возможностей цвета, декоративности и синтетизма. Одним из важнейших художественных направлений конца XIX - первых десятилетий XX века стал символизм.  Основы эстетики символизма были заложены во Франции, в поэзии П. Верлена, С.Малларме, А.Рембо. Трактаты философа Владимира Соловьева «Красота в природе» и «Общий смысл искусства» стали теоретическим фундаментом русского символизма. Представители этого направления в поэзии - А. Белый, А.А. Блок, Вяч. Иванов, В. Я. Брюсов;  в живописи - объединение «Голубая Роза», М. А. Врубель, В. Э. Борисов – Мусатов, ранний К. С. Петров- Водкин, и другие.

М.А. Врубель - самая крупная фигура среди русских символистов. Он отличался необыкновенной многогранностью дарования: был мастером монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, графиком, скульптором и архитектором.

Врубель родился 17 марта 1856 года  в Омске, в семье польского офицера. Во время пребывания в Петербурге мальчик обучался в  Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1874 году, окончив одесскую гимназию, Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, брал уроки акварели у И. Е. Репина. В Академии он и  продолжил обучение после получения диплома юриста.

В апреле 1884 года М. А. Врубель оставляет Академию художеств и по предложению известного искусствоведа А. В. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних фресок Кирилловской церкви. Художник обновил сто пятьдесят фрагментов древних фресок, создал четыре новых композиции на месте утраченных и написал четыре иконы, в том числе в Венеции, где Врубель изучал древние византийские мозаики собора Сан Марко и полотна мастеров Возрождения. Самым значительным творением М. А. Врубеля в киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).

М.Врубель. 'Принцесса Греза' (1896, ГТГ)
М.Врубель. "Принцесса Греза" (1896, ГТГ)
М.Врубель. 'Садко' (1899-1900, ГРМ)
М.Врубель. "Садко" (1899-1900, ГРМ)
М.Врубель. 'Голова Демона на фоне гор', (1890)
М.Врубель. "Голова Демона на фоне гор", (1890)

После отъезда в 1889 году в Москву, начинается новый и самый плодотворный период творчества Врубеля. Художник получает ряд заказов на декоративные панно - в частности, им были созданы панно «Принцесса Греза» для гостиницы Метрополь, в 1897-1898 годах - знаменитый цикл "Времена дня", включающий три панно: "Утро" "Полдень", "Вечер". Врубель попадает в частную оперу мецената С. И. Мамонтова в Абрамцеве, сближается с его кружком, в который входили  В. А. Серов, И. И. Левитан, К. И. Коровий, В.М. Васнецов. Врубель внес большой вклад в историю российского керамического искусства. Возглавив в Абрамцеве гончарную мастерскую, вместе с М. Якунчиковой и Е. Поленовой, он возрождает русский кустарный стиль, осваивает полив декоративной майолики и создает скульптуры на сказочные темы — "Египтянка», «Мизгирь», «Лель», «Снегурочка», «Волхова», «Купава». Целый цикл работ был навеян операми Н. А. Римского- Корсакова. Тогда же он знакомится со своей будущей супругой – певицей Н.И. Забелой. Партию Морской царевны в опере "Садко", премьера которой состоялась в 1897 году, Н. И. Забела пела в костюмах, выполненных по эскизам М. А. Врубеля.

М.Врубель. 'Демон (сидящий)', холст, масло, 115х212,5, 1890, Москва, Третьяковская галлерея
М.Врубель. "Демон (сидящий)", холст, масло, 115х212,5, 1890, Москва, Третьяковская галлерея
М.Врубель. 'Демон летящий', (1899, Киев)
М.Врубель. "Демон летящий", (1899, Киев)
М.Врубель. 'Демон поверженный', холст, масло, 139х387, 1902, Москва, Третьяковская галерея
М.Врубель. "Демон поверженный", холст, масло, 139х387, 1902, Москва, Третьяковская галерея

Главной темой серии картин московского периода и образом, проходящим через все творчество Врубеля, стал знаменитый «Демон». В одном из писем к отцу художник раскрывает свое представление о нем: "Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом — дух величавый". В 1891 году М. А. Врубель сделал иллюстрации к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова под редакцией П. П. Кончаловского. Из тридцати листов половина относились к Демону.

Знаменитую картину «Демон поверженный», выставленную на выставке 1902 года «Мир искусства», Врубель все не решался признать законченной. Каждое утро, когда было мало публики, он принимался ее переписывать. Спустя два месяца его поместили в больницу для душевнобольных - с тех пор он находился под постоянным наблюдением врачей. С 1904 года начинается последний период творчества М. А. Врубеля, когда были созданы трагический "Пророк", "Видение пророка Иезекииля" (1906), "Шестикрылый Серафим (Азраил)" (1904). В 1906 году Врубель ослеп. В. Я. Брюсов писал: "Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".

М.Врубель. 'Пророк', иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина (1899, ГТГ)
М.Врубель. "Пророк", иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина (1899, ГТГ)
М.Врубель. 'Шестикрылый Серафим' (1904, ГРМ)
М.Врубель. "Шестикрылый Серафим" (1904, ГРМ)

Врубель умирает 1(14) апреля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Александр Блок, создавший в поэзии свой вариант врубелевского живописного мифа, на его похоронах произносит: "Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим". Найденные художником новые приемы формообразования в этюдах раковин (1904), в знаменитой "Жемчужине" (1904) были подхвачены отечественными неопримитивистами, лучистами, сезаннистами. Влияние Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века, в своей технике он предвосхитил открытия кубистов. Эпоха Врубеля принадлежит не только истории русской, но и мировой культур.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2020 Все права защищены