Предыдщуй месяц    Октябрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031



12 февраля 1881 г. - Анна Павлова

Анна Павлова
Анна Павлова

Легендарная русская танцовщица Анна Павлова родилась в Петербурге 31 января 1881 года. В возрасте 10 лет она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, закончила его в 1889 году и была зачислена в труппу Мариинского театра. На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете "Мнимые дриады".

Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова

В автобиографической книге Анна Павлова говорит, что твердо решила стать балериной, после того как впервые увидела балетный спектакль в шестилетнем возрасте. Педагоги Императорского хореографического училища при Мариинском театре, партнеры по сцене, вспоминали ее не похожей на других балерин - погруженной в себя, стремительно переходившей в состояние задумчивости. На сцене Мариинского театра Павлова ярко заявила о себе, исполнив ведущие партии классического репертуара: Аспиччию в «Дочери фараона», Китри в «Дон-Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Медору в «Корсаре». Самой любимой ролью Павловой стала Жизель. На тот момент творчество балетмейстера Мариуса Петипа достигло своей вершины и наивысшего расцвета

Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова
Анна Павлова

В начале ХХ-го века возникают новые направления в искусстве, музыке, живописи и литературе. В классическом балете сложись определенные каноны и правила, однако в первое десятилетие ХХ века балетмейстер-новатор Михаил Фокин стремится уйти от балетных условностей, штампов и стереотипов, найти новые формы выразительности. Фокин объединяет вокруг себя талантливую балетную молодежь Мариинского театра - Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского. Анна Павлова исполнила главную роль в первом балете Фокина «Евника», на египетскую тему. Он имел огромный успех у публики и был неоднозначно оценен критикой. Павлова сыграла важную роль в реформах М.М.Фокина как первая исполнительница главных партий в созданных им балетах: "Виноградная лоза" (1906), "Шопениана", "Павильон Армиды" (оба 1907; Армида), "Египетские ночи" (1908, Береника). Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку 13- оркестровой сюиты «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса, ставшая поэтическим символом русского балета, была придумана и поставлена Михаилом Фокиным всего за несколько минут для благотворительного концерта. В 1910 г. Анна Павлова перешла на положение гастролерши. Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 г., а в России - в 1914 г.

Анна Павлова и Михаил Мордкин
Анна Павлова и Михаил Мордкин
Русский танец. 1910 г.
Русский танец. 1910 г.
Стрекоза
Стрекоза

В 1909 году состоялся первый триумфальный Русский сезон труппы Сергея Дягилева в Париже. Однако сотрудничество Анны Павловой и Дягилева было не долгим, их пути разошлись, и уже в следующем «Русском сезоне» 1910 года Павлова участия не принимала.

Она организовала свою собственную балетную труппу, с которой гастролировала по всему миру. Она чувствовала себя миссионером танца, добираясь до отдаленных уголков земного шара, где до этого никогда не ступала нога балетного артиста. Во многих странах Азии, Латинской Америки национальный балетный театр начался с гастролей Анны Павловой. В знаменитой Александрийской библиотеке Египта открыт мемориальный раздел,, посвященный ее творчеству. Павлова трижды была с гастролями в Египте - в 1910, 1923 и 1928. Основу репертуара ее труппы составляли одноактные балеты и концертные номера, многие из которых она поставила сама: хореографические миниатюры «Осенние листья», «Бабочка», «Цветок», "Ночь" и "Вальс-каприз" на музыку А.Г.Рубинштейна, "Стрекоза" на музыку Ф.Крейслера, "Калифорнийский мак" на музыку Чайковского. Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году "Прелюды" на музыку Ф.Листа и "Семь дочерей Горного короля" на музыку А.А.Спендиарова. и, конечно, свой самый любимый номер «Умирающий лебедь».

Спящая красавица
Спящая красавица
А.Павлова и В.Нижинский в сцене из спектакля 'Павильон Армиды'. 1907 г.
А.Павлова и В.Нижинский в сцене из спектакля 'Павильон Армиды'. 1907 г.
Серов В.А. 'Портрет балерины А.П.Павловой'
Серов В.А. 'Портрет балерины А.П.Павловой'

Анна Павлова снималась в художественном фильме "Немая из Портичи" в роли Фенеллы (1915, США); отснятые в 1924 году в Голливуде миниатюры в исполнение Павловой вошли в фильм «Бессмертный лебедь» (1956). Павловой посвящены балет "Моя Павлова" (балетмейстер Р.Пети), художественный кинофильм "Анна Павлова" (1983), документальный фильм "Анна Павлова".

Балерина скончалась 23 января 1931 года от двусторонней пневмонии, в холодном поезде, простоявшем двое суток в Гааге.

Одетта в исполнении Анны Павловой
Одетта в исполнении Анны Павловой
Анна Павлова. Петербург, 1905 г.
Анна Павлова. Петербург, 1905 г.
Анна Павлова. Лондон, 1910-е гг.
Анна Павлова. Лондон, 1910-е гг.

В Государственном музее-заповеднике 'Петергоф' хранятся две статуэтки Анны Павловой, переданные по завещанию ленинградцев А. А. и Р. М. Тимофеевых вместе с их собранием живописи, графики и фарфора. Фигурка Анны Павловой в костюме Жизели работы художника Леона Бакста была заказана скульптору С. Судьбинину Императорским фарфоровым заводом в 1913 году. Тогда слава русской балерины была в самом расцвете, и на успех этой фарфоровой статуэтки возлагались большие надежды. Самый обширный свод биографических сведений о легендарной актрисе, чье искусство потрясло мир в начале XX века, содержится в биографии, написанной ее мужем и импресарио Виктором Дандре и изданной в Лондоне в 1932 году.




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены