Предыдщуй месяц    Июнь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930



8 ноября 1833 г. - Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр)

Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр)
Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр)

Волею судеб театру на Михайловской площади суждено было родиться дважды, и трудно сказать, какой из дней рождения более значим для истории и творческого становления театра.

8 ноября 1833 г. состоялось первое представление на сцене только что отстроенного архитектором А. Брюлловым Императорского Михайловского театра.

Императорский Михайловский театр, Санкт-Петербург, 1830-е годы
Императорский Михайловский театр, Санкт-Петербург, 1830-е годы
Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского
Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского

Великолепно вписавшееся в архитектурный ансамбль Михайловской площади здание стало третьей императорской сценой в Санкт-Петербурге. Но в отличие от своих собратьев — Мариинского и Александрийского театров — эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно-жанровой направленности. Поначалу театральное здание использовалось преимущественно как концертный зал. Правда, уже в первые годы среди драматических спектаклей и водевилей, играемых труппой Александрийского театра или заезжими французскими и немецкими артистами, здесь случались и оперные представления. На многие десятилетия здесь обоснуются французская драматическая труппа и конкурирующая с ней немецкая. Редкие оперные спектакли на Михайловской сцене устраивались преимущественно силами Императорской русской оперы (Мариинского театра).

Коренные изменения в судьбу театра внесла Октябрьская революция. Как только французская труппа покинула Михайловскую сцену, перед ней встала проблема формирования собственной труппы. По инициативе наркома А.В.Луначарского театру суждено было стать вторым оперным театром Петрограда.

6 марта 1918 г. — второй день рождения Михайловского театра, но теперь уже его творческого организма — его оперной труппы. В этот вечер театр вновь открыл свои двери, публике был представлен «Севильский цирюльник». Молодой театр очень скоро обрел свое лицо, свое эстетическое кредо.

Н. Смолич
Н. Смолич
С.Самосуд
С.Самосуд

Театр певца-актера» — так определяли основную художественную направленность второго оперного театра. Немалая заслуга в этом принадлежала одному из первых его режиссеров — Н.Смоличу, принесшему в оперу культуру драматической сцены, а также главному дирижеру и художественному руководителю театра С.Самосуду.

Концентрация на развлекательно-комическом материале отразилась в новом названии, которое театр получил в 1920 г. Государственный академический театр комической оперы. Однако название вскоре опять сменилось: с 1921 г. театр стали называть Малым академическим театром, а с 1926 г. — Ленинградским академическим Малым оперным театром.

В 30-е годы по мере утверждения и насаждения в советском искусстве концепции социалистического реализма развитие театра входит в новое русло, на многие годы он становится «лабораторией советской оперы». Именно Малеготу обязаны своим сценическим рождением ныне признанные шедеврами, а в свое время вызывавшие столько споров и противоречивых мнений, оперы «Нос» и «Леди-Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева.

В 1940—60-е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные музыканты — Б.Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С.Самосуда, многолетнего сподвижника и единомышленника Н.Смолича), К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг.

Б.Хайкин
Б.Хайкин
К.Кондрашин
К.Кондрашин
Э.Пасынков
Э.Пасынков

Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел Э.Пасынков.

Но лишь С.Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 г. удалось восстановить традиции «театра певца-актера», которыми славился Малегот в пору своего становления.

Главной стратегической задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. Один за другим в репертуар возвращались оперные шедевры русских композиторов: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. Русская опера стада эстетическим кредо театра.

Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского
Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского

С 1989 г. Малегот стал именоваться Санкт-Петербургским академическим театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Имя Мусоргского присвоено театру неслучайно. Постановка «Бориса Годунова» стала крупнейшим и самым значимым успехом театра, укрепившим его на пути обновления русского репертуара.

В 1984 г. состоялась первая в истории театра зарубежная гастрольная поездка оперной труппы. С этого времени труппа ведет активную и успешную гастрольную деятельность, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии. Театр достойно представляет традиции и достижения нашего оперного искусства. Пройдя путь от экспериментальной сцены и оперной лаборатории, театр вырос в самоцельный творческий организм с большими художественными возможностями и стал неотъемлемой частью культурного достояния Санкт-Петербурга.

 




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2019 Все права защищены