МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
28 августа 1948 г. - Наталья ГундареваНаталья Гундарева родилась (28 августа 1948 года) и выросла в московской коммуналке на Таганке, в семье, где помнили лишения войны и преодолевали трудности послевоенных лет, где ценились труд и знания. Отец — Георгий Макарович, в юности батрачил, впоследствии многие годы работал на заводе малолитражных автомобилей, пройдя путь от рабочего до инженера. Мать — Елена Михайловна, многие годы работала в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий инженером-проектировщиком — руководителем группы. Родители были горячими поклонниками МХАТа, особенно любили Хмелева и Ливанова. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и дочку. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа «Синяя птица») запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: «Я не знала — ступать ли мне по полу в театре или летать». Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы «по ролям» на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров — драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле «Дикая собака Динго». Несмотря на увлечение театром, Гундарева не собиралась быть актрисой. Тогда ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро. За два года работы стала помощником главного инженера проекта. Потом поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, начала успешно сдавать вступительные экзамены. «Вдруг забегает приятель, — вспоминает Наталья Гундарева, — и с ходу кричит: «Ты что, с ума сошла! Быстрее неси документы к нам в Щукинское!» Я почему-то послушалась». Воспользовавшись тем, что мама уехала в отпуск, Наталья подала заявление в театральное училище и после сдачи экзаменов была зачислена на курс, которым предстояло руководить Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву Наблюдательность, цепкая длительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. Тогда же проявилось и еще одно ее свойство — трезвое, даже критическое отношение к самой себе, стремление преодолеть собственные слабости и недостатки. Чтобы развить творческую индивидуальность Гундаревой Ю.В. Катин-Ярцев поручал ей самые разнообразные роли: это и комедийная роль Анджолетты в пьесе К. Гольдони «Бабьи сплетни», и трагикомическая роль Маттеи в спектакле итальянского драматурга А. Николаи «Зерно риса», и сдержанно сыгранная Елена Андреевна в «Дяде Ване» А.П. Чехова, и хозяйка великосветского салона Анна Павловна Шерер из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. В годы учебы Наталья Гундарева не ограничивалась только профессиональными интересами. Как и другие студенты, она с удовольствием ходила в цирк и кино, посещала выставки и поэтические вечера в Политехническом музее, старалась не пропускать ни одной театральной премьеры. Особенно ей нравились постановки «Современника», Театра на Таганке, Театра имени Ленинского комсомола. Из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского, где посмотрела охлопковских «Аристократов», «Смерть Тарелкина» в постановке П. Фоменко, «Разгром» в режиссуре М. Захарова и ошеломившие ее спектакли А. Гончарова «Дети Ванюшина» и «Трамвай желания». Поэтому в 1971 году после окончания Щукинского училища из всех предложений она выбрала именно этот театр. Первые ответственные работы Гундаревой — вводы в спектаклях «Мария» А. Салынского (Василиса), «Конец книги шестой» Е. Брошкевича (Жена вора Каспара) и «Дети Ванюшина» С. Найденова (Катя) — показали, что новая исполнительница сумела органически войти в сложившийся творческий ансамбль. Несмотря на небольшой объем этих работ, маститые актеры благожелательно отнеслись к дебютантке, и А.А. Гончаров поручил ей одну из главных ролей в ближайшей новой работе театра — Варку в пьесе Ю. Яновского «Дума о Британке» (1972). Незадолго перед премьерой спектакля «Дума о Британке» произошли два значительных события в творческой биографии актрисы: она сыграла роль Марфеньки в телевизионном спектакле Леонида Хейфеца «Обрыв» по роману И. Гончарова и роль Надежки в кинофильме «Здравствуй и прощай», снятом режиссером В. Мельниковым по сценарию Виктора Мережко. Однако, несмотря на первые успехи в театре, кино и на телевидении, своим дебютом сама Наталья Гундарева считает роль Олимпиады Самсоновны (Липочки) в спектакле «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» по пьесе А.Н. Островского. После «Банкрота» Гундарева приобретает известность и признание. На театральной сцене она играет Зою в пьесе Р. Ибрагимбекова «Неопубликованный репортаж» (1974), Клару Фастос в спектакле «Венсеремос!» («Интервью в Буэнос-Айресе») Г. Боровика (1976), снимается в десятке телефильмов, среди которых зрителям особенно запомнились Мирандолина в «Трактирщице» по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» (1975) и Дунька в «Любови Яровой» по пьесе К.Тренева (1977), а также в художественном фильме «Осень» режиссера А. Смирнова (1975), вызвавшем доброжелательный отклик критики. Настоящая популярность приходит к Наталье Гундаревой в 1977 году, после выхода на экраны фильма «Сладкая женщина», в котором она сыграла свою первую главную роль в кино — Анну Доброхотову. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. После «Сладкой женщины» читатели журнала «Советский экран» назвали Гундареву лучшей актрисой 1977 года. К ней пришла всеобщая известность, и этот успех во многом задал уровень всех дальнейших работ актрисы. Затем последовал калейдоскоп ролей, среди которых выделяются работы в картинах: «Подранки» (1977), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Смешные люди» (1978), «Осенний марафон» (1979), «Уходя — уходи» (1980), «Белый снег России» (1980), «Незваный друг» (1981), «Однажды двадцать лет спустя» (1981), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984), «Личное дело судьи Ивановой» (1986), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988). Она снялась также во многих полюбившихся зрителям телевизионных фильмах: «Вишневый сад» (1976), «Театральные истории» (1976), «Доходное место» (1977), «Стойкий туман» (1977), «Капитанская дочка» (1978), «Труффальдино из Бергамо» (1978), «Отпуск в сентябре» (1979), «Мнимый больной» (1979), «Следствие ведут Знатоки». Дело 15-е. «Ушел и не вернулся» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово …« (1980), «Дульсинея Тобосская» (1981), «Тупейный художник» (1981), «Хозяйка детского дома» (1984), «Дети солнца» (1985), «Жизнь Клима Самгина» (1988), «Сердце не камень» (1989). В сложные для кинематографа 1990-е годы актриса продолжает активно сниматься. Это фильмы: «Паспорт» (1990), «Собачий пир» (1990), «Искушение Б.» (1990), «Небеса обетованные» (1991), «Чокнутые» (1991), «1000 долларов в одну сторону» (1991), «Курица» (1991), «Осколок Челинджера» (1992), «Личная жизнь королевы» (1993), «Заложники дьявола» (1993), «Альфонс» (1993), «Московские каникулы» (1995), «Вперед, гардемарины!» (1991), «Гардемарины-III» (1992), «Петербургские тайны» (1994–1996), «Хочу в тюрьму» (1998), «Райское яблочко» (1998), «Ростов-папа» (2000), «Саломея» (2001). Наталья Гундарева — Народная артистка России (1986), лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за роль в фильме «Осенний марафон»), премии Ленинского комсомола (1978), премии мэрии Москвы (1994). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998). Четырежды по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1985, 1990) она называлась лучшей актрисой года. В 1990 году она удостоена премии Союза кинематографистов России «НИКА» в номинации «Актриса года», премии «Хрустальная Турандот» (1996), независимой премии «Кумир». Ей вручен приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990), приз на IX Международном кинофестивале в Болгарии (1981) и приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Монреале (1990). В 2001 году Н. Гундаревой присудили Международную премию имени К.С. Станиславского. |
|
(с) 2024 Все права защищены |