МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
18 февраля 1870 г. - Алексей Гаврилович ВенециановОдин из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. Приехав в 1807 году в Петербург, он серьезно начинает заниматься живописью. Венецианов становится учеником В. Л. Боровиковского, в мастерской которого работает до 1810 года. Наряду с этим он усердно изучает и копирует произведения классической живописи в Эрмитаже. К числу ранних произведений художника относятся портреты А. И. и А. С. Бибиковых (1805-1809, ГРМ). Интерес Венецианова к портрету не случаен. Именно в этом жанре в начале XIX века сказывались новаторские искания художников. В 1811 году Венецианов пишет одно из лучших ранних произведений "Автопортрет" (ГРМ), за которое был удостоен первого академического звания - "назначенного", а вскоре за "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками Академии" (1811, ГРМ) получает звание академика. В эти же годы Венецианов интересно проявил себя в графике. Он делает попытку издать первый сатирический журнал в России - "Журнал карикатур на 1808 год в лицах", - в котором мечтает рисунками "содействовать исправлению нравов, воспитанию общества в лучших понятиях". Но уже первый выпуск этого издания был запрещен правительством. К сатирической графике Венецианов не раз обращался и позднее. Во время Отечественной войны 1812 года он создал целую серию листов на злобу дня. В офортах "Французский парикмахер", "Французское воспитание" художник высмеял французоманию русских дворян, их низкопоклонство. Однако настоящее призвание художник нашел не в графике и не в искусстве портрета, принесшем ему известность. Сущность его дарования проявилась в совершенно иной области. Венецианов прекрасно это чувствовал и в середине жизненного и творческого пути нашел силы отказаться от деятельности портретиста. На одном из портретов он делает пометку: "Венецианов в марте 1823 года сим оставляет свою портретную живопись". В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. Уже первые картины Венецианова в новом жанре: пастели "Чистка свеклы" (ок. 1820, ГРМ), "Жница" (1820, ГТГ) - убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца "ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной без примеси манеры какого бы то ни было художника". Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е годы ХIХ века. Именно в этот период появились такие шедевры, как "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" (обе - 1830-е, ГТГ), "Дети в поле" (начало 1830, ГРМ) и ряд этюдов. К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823-1826, ГРМ). В 1824 году на выставке в Петербурге были представлены картины Венецианова, вызвавшие восторженный отклик передовой русской общественности. В последующие годы Венецианов исполняет множество портретов молодых крестьянских девушек: "Крестьянка", "Крестьянка с грибами в лесу", "Пелагея" (1820-е, ГРМ), "Девушка с шитьем", "Крестьянка с васильками" (1830-е, ГТГ) и другие. Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах. Академия художеств не скрывала неприязненного отношения к художнику, тяготевшему ко всему "низменному, простонародному". Венецианов мечтал о месте преподавателя Академии художеств, ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. Его стремление обучать "тысячи жаждущих" осуществилось лишь когда он создал на собственные средства художественную школу для крепостных крестьян в селе Сафонково. Венецианов сумел открыть и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов, Е. Крендовский, А. Тыранов, С.Зарянко, Г. Сорока и многих других. В 1840-х годах Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин "Спящая девушка" (Нижегородский художественный музей), "Гадание на картах" (ГРМ), "Девушка с гармоникой" (Нижегородский художественный музей), "Крестьянская девушка за вышиванием" (ГТГ). Много замыслов было у художника, но внезапная смерть в 1847 году оставила их неосуществленными. Он умер морозным утром, когда на крутогоре по дороге в его родную Тверь, лошади понесли... |
|
(с) 2025 Все права защищены |