Предыдщуй месяц    Декабрь    Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031



19 января 1865 г. - Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 19 января 1865 года в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына.

Серов Валентин Александрович
Серов Валентин Александрович
Валентин Серов. Автопортрет. 1880. Холст, масло
Валентин Серов. Автопортрет. 1880. Холст, масло

И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность.

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 х 85 см
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 х 85 см
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Симонович. 1888, Холст, масло
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Симонович. 1888, Холст, масло
Осенний вечер. Домотканово (1886)
Осенний вечер. Домотканово (1886)

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, ГТГ). В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как "Октябрь" (1895, ГТГ), "Стригуны" (1898, ГТГ), "Баба с лошадью" (1898, ГТГ) и многие рисунки к басням Крылова.

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей Валентин Александрович любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина "Дети" (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок "Сестры Боткины" (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Серов В.А. 'Дети'
Серов В.А. 'Дети'
Серов В.А. 'Портрет Мики Морозова'
Серов В.А. 'Портрет Мики Морозова'

В портретах Серова - его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой", жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков (1894, ГТГ).

В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель.

В. А. Серов. Портрет художника К. А. Коровина. Фрагмент. 1891 г.
В. А. Серов. Портрет художника К. А. Коровина. Фрагмент. 1891 г.
Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899, Холст, масло. 189 x 139 см
Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899, Холст, масло. 189 x 139 см
Валентин Серов. Портрет художника Исаака Ильича Левитана. 1893, Холст, масло. 82 x 86 см
Валентин Серов. Портрет художника Исаака Ильича Левитана. 1893, Холст, масло. 82 x 86 см

В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, "все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана".

В. А. Серов 'Портрет князя Ф. Ф. Юсупова'
В. А. Серов 'Портрет князя Ф. Ф. Юсупова'
Серов В.А. Солдатушки бравы ребятушки где же ваша слава'. 1905 г.
Серов В.А. Солдатушки бравы ребятушки где же ваша слава'. 1905 г.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова, и это потрясло его. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: "1905 год. После усмирения", "1905 год. Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ).

Серов В.А. 'Похищение Европы'
Серов В.А. 'Похищение Европы'
Серов В.А. 'Портрет Г.Л.Гиршман'
Серов В.А. 'Портрет Г.Л.Гиршман'

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает поэтическое сказание "Похищение Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты "Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).

В портретах последних лет - О. К. Орловой (1911, ГРМ), В. О. Гиршмана (1911, ГРМ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это особенно заметно в портрете Г. Л. Гиршман (1911, ГТГ) и в неоконченном портрете П. И. Щербатовой.

Рано утром 22 ноября 1911 года (старый стиль) В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет...




Добавь Календарь культуры на Яндекс

Знаменательные события и даты в культурной жизни на главной странице Яндекса.

добавить на Яндекс
(с) 2024 Все права защищены