МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
24 января 1709 г. - Центральный военно-морской музейВ XVI - XVIII вв., в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию - проектную модель. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции. В XVII - XVIII вв. при западноевропейских верфях и адмиралтействах появляются специальные хранилища корабельных моделей, чертежей и чертежных инструментов, необходимых при проектировании новых кораблей. Хранилища судостроительных моделей получили в разных странах разные названия: "конструкцион-камера", "галерея моделей"… В русском языке укоренился термин "модель-камера" (от голландского "model-kammer" - комната моделей, кладовая образцов). Осмотрев во время Великого посольства несколько модель-камер и модельных коллекций в Голландии и Англии, Петр I не мог не прийти к мысли о создании в России подобного же учреждения. Датой основания Санкт-Петербургской модель-камеры - главного российского государственного собрания корабельных моделей в XVIII-XIX вв. - принято считать 24 января 1709 г., когда она впервые была упомянута в письме Петра I. Первоначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра I, но в том же 1709 году ее перевели в Главное Адмиралтейство, ближе к стапелям, на которых строились корабли Балтийского флота. Петром I были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей. В 1722 г. вышел в свет "Регламент о управлении адмиралтейства и верфи". Полумоделей XVIII в., выполненных согласно "Регламенту" 1722 г., до нашего времени сохранилось восемь десятков. В XVIII в. в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей. Новый этап в истории Санкт-Петербургской модель-камеры начался в середине 1730-х гг., когда она из "конструкторского бюро" превратилась в "информационный центр" - депо технической и навигационной документации, образцов и наглядных пособий. Модели и устаревшие чертежи, а также планы, географические и навигационные карты, которые прежде находились в разных подразделениях Адмиралтейства, собрали воедино в "модель-камере", располагавшейся тогда в небольшой палате под адмиралтейским шпицем. Теперь здесь можно было получить чертеж или модель, необходимые для создания нового проекта корабля, карту для разработки плана военной операции или маршрута морской экспедиции, план для строительства адмиралтейского объекта. Собрание Модель-камеры в этот период стремительно разрасталось. В 1742 г. оно насчитывало несколько десятков моделей судов, механизмов и адмиралтейских сооружений, а также 467 чертежей, планов и карт. С 1748 г. "палата под шпицем" была превращена в церковь, а коллекции Модель-камеры были размещены в восточном крыле Адмиралтейства. Однако довольно скоро для Модель-камеры наступили тяжелые времена. В 1760-1770 гг. "Регламент о управлении адмиралтейства и верфи" еще выполнялся, но с 80-х гг. XVIII в. пополнение Модель-камеры носило уже случайный характер. Теснота помещений, недостаток средств, недальновидность хранителей, отсутствие реставрационных работ привели в конце XVIII в. Модель-камеру к упадку. В течение XVIII в. развитие судостроительной науки привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами, а вековой опыт - научными расчетами. На рубеже XVIII - XIX вв. модель теряет свою функцию элемента проекта, становится памятником судостроительной мысли, произведением декоративно-прикладного искусства и исторической реликвией. Стали возникать проекты преобразования модель-камер в доступные широкой публике музеи, материалы которых, продолжая служить практическим целям судостроения и мореплавания, экспонировались бы и как памятники морской истории. В 1805 Модель-камера была преобразована в Морской музей, первоначально размещавшийся в здании Адмиралтейства. В собирании фондов музея большую роль сыграли русские мореплаватели И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, М. П. Лазарев, Ф. П. Литке и др. В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений нашего города - здание бывшей Биржи, построенное по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома-де-Томона в 1816 г. Музей покинул стены Адмиралтейства и в феврале 1941 г. открыл свою экспозицию в новых стенах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей. В послевоенный период неоднократно проводились значительные работы по перестройке экспозиции музея. C 1950-х гг. начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. ЦВММ - научно-исследовательское, просветительное учреждение. В 12 залах размещается экспозиция, отображающая историю русского и советского ВМФ. Большую ценность имеет лучшая в мире коллекция подлинников и моделей иностранного и отечественного кораблестроения. Она включает одно из древнейших в мире судов - дубовый чёлн-однодеревку, пролежавший около 3 тыс. лет в грунте р. Южный Буг, ботик Петра I, модели первых галер русского регулярного военного флота, кораблей парусного и броненосного парового флота, в том числе броненосца "Потемкин", крейсера "Очаков", линкора "Гангут", имеющих революционные традиции, модели кораблей современного ВМФ. В экспозиции показана жизнь и боевая учёба военных моряков, дальние походы, учения и манёвры боевых кораблей. Фонды музея насчитывают 664500 наименований, в том числе 1700 моделей кораблей, 7100 образцов оружия и боевой техники, свыше 1400 произведений изобразительного искусства. Филиалы музея: на крейсере "Аврора", на берегу Ладожского озера - "Дорога жизни", в Кронштадте - "Кронштадтская крепость" и экспозиция "Чесменская победа". |
|
(с) 2024 Все права защищены |