МузеиТеатрМузыкаРелигияЗнаменательные даты, юбилеиЛитератураВыдающиеся личностиИсторические событияПамятники истории и культурыИзобразительное искусствоКинематографНародное творчествоЦирковое искусство и эстрадаТанец и хореография
|
1 декабря 1761 г. - Мария ТюссоМария Тюсо (урожденная Гросхольтц) родилась в Страсбурге, Франция. Её отец – Иоган-Жозеф Гросхольц довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя. Филип Кюртюс, приятель матери, предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. Свою карьеру в Париже Филипп Кортюс начал с изготовления миниатюрных бюстов из воска. Знаток человеческой натуры, он умело льстил своим клиентами, изображая их более привлекательными, чем они были в реальности. В ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью, измерявшейся многочисленными заказами. Получаемая прибыль позволяла ему арендовать галерею в престижном аристократическом районе Парижа. Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Она начинает привыкать к этому таинственному материалу, хрупкому и непокорному одновременно, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. В один из холодных февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. Мари внимательно следит за работой своего учителя и с и интересом наблюдает за философом. Для нее это был первый урок моделирования лица - самого трудного элемента человеческой фигуры. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателями уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Деловая хватка Кюртюса подсказала ему, что нужно тот час же изготовить бюст Вольтера. Выставленный в витрине магазина, он привлекал покупателей, да и просто зрителей, желавших простится с этой неординарной личностью. Так Мари приблизилась к своему двадцатилетию и одновременно она смело входит в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором, но не только... Она сама ведет финансовые документы, торгуется с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняет регистрационные книги; думает о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливает зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. 1789 год – кровавый год в истории Франции. "Революция", "казнь", "гильотина" - слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого “гражданина”, подозреваемого в симпатии к королю. Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше - французам не до искусства, выставка пустовала. Неожиданно фортуна усмехнулась ей, но эта улыбка была грустной, даже трагической: в 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, тотчас же моделирует профиль великого американца и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой. Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовляет и выставляет в витрине его бюст. Галерея, не смотря на эту грустную славу, становится все более известной. Неожиданно к Мари приходит иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращается к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, что он не возражает. Мари полна новых идей, а портреты выдающихся личностей интересуют её особо. Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю. Кульминацией в её деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили её к месту убийства. Её руки работали четко и уверенно, почти механически, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами. Вернувшись, она по памяти восстановила её портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно её осенило, что эта женщина, одна, без Марата - своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции. Несколько месяцев спустя, после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо, и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мэрии Парижа. В апреле 1798 года рождается сын Жозеф. Как ни странно, рождение ребенка не выбило ее из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. Жозефина, будущая императрица, прочитав хвалебную статью о галерее Кюртюса в одной из ведущих газет Парижа, заказала у Мари портрет своего знаменитого супруга. Бюст был выполнен и преподнесен Жозефине, а муляж остался у Мари, присоединившись к иным маскам: Жан-Жак Руссо, Вольтер, казненные Луи XVI и Мария Антуанетта. Коллекция постоянно пополнялась новыми персонажами. В 1800 родился второй сын - Франсис. Но семейная жизнь не складывалась. В 1802 году она приезжает в Лондон, где и начинается настоящее перевоплощение Мари Гросхольц в Мадам Тюссо, у которой есть опыт, талант, репутация и, наконец, деньги, чтобы начать все сначала. Первый опыт в этой незнакомой ей еще стране показал, что английская история не менее занимательна, чем французская: Ричард Львиное Сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция. Мадам Тюссо сразу же принимается за работу, моделируя эти персонажи. Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда соответствовали реальности, а рядом с фигурой, для большей правдоподобности, иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи. Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству оценили ее труд. Ее выставку посещают. Но фортуна не всегда улыбалась ей: в 1804 году, после турне по Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить все ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была ее единственным источником существования. И именно в эти невероятно тяжелые дни проявились ее новые качества: упорство и твердость характера. Она вновь начинает все сначала, благо все муляжи, которые она никогда не уничтожала, были на другом судне. Она с утра до поздней ночи, лепит фигуры, шьет костюмы, моделирует прически. Это был титанический труд, похожий на возню пчелы, строящей из воска свой дом. Мари вышла победительницей, воссоздав всю коллекцию, состоявшую то время из нескольких десятков фигур, конечно же, добавляет к ней новых персонажей. И как компенсация к ней приходит настоящая известность. Она гастролирует со своей выставкой изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами Вальтер Скотт, Картуш, лорд Байрон, сэр Нельсон... История стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения. Подрастают и становятся помощниками сыновья, успешно освоив ее опыт. Не муж, но дети - Жозеф и Франсис - заменили ей Кюртюса. Она следит за всеми новостями, причем не только французскими или английскими, но и мировыми: газеты, книги по истории, энциклопедии. Однажды она прочитала об убийстве... - у нее возник замысел создать Комнату ужасов, воспроизводящую самые известные преступления века. Не теряя времени, они сразу же приступают к воплощению этой идеи, к счастью, она уже не одна, но с сыновьями. В 1830 году произошло событие, которому Мари искренне рада: Франсис женился, а рождение его первого сына пробудило в ней неожиданные чувства. Она впервые осознала, что стоит во главе рода, который измеряется уже тремя поколениями и у которого может быть интересное будущее. У нее сразу же появляется и новая оригинальная мысль: почему бы не начать моделировать детские фигуры - принцы, принцессы, наследники короны. Некоторые из них были убиты в борьбе за престол. Вырисовывались интересные сюжеты. Самым ярким воплощением этой идеи стала тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами - Виктория, будущая королева Великобритании, посетившая выставку в 1833 году. Мари привыкла к кочевой жизни, но сыновья, особенно Франсис, у которого уже трое детей, хотят изменить этот ритм, предлагая создать стационарную выставку. Ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и в один из дней 1835 года она дала свое согласие. У них было достаточно средств, чтобы купить дом в центре Лондона и открыть в нем музей. Когда вошли первые посетители, Мадам Тюссо почувствовала головокружение - то ли от гордости, то ли ее 75 лет давали себя знать. Она поняла, что сыновья были правы. Только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд. Но истинную радость ей доставило ощущение семейного клана и то, что есть кому продолжить ее начинание. Дело, которое она начала в XVIII столетии, превратилось в огромную империю развлечений в XXI веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря о “копиях”, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира. Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году, в возрасте девяноста лет. |
|
(с) 2024 Все права защищены |